Сегодня мы познакомимся с главным романом такого интересного, загадочного и необычного направления, как декаданс.
Жорис-Карл Гюисманс являлся, весьма, двойственной фигурой 19 века - для обычного людского взора, озабоченного своими бытовыми, мещанскими делами, он был не более, чем чиновником министерства внутренних дел и президентом Гонкуровской академии, но для читателя, особенно читателя, предпочитавшего уповаться изысканной и утонченной литературой, Гюисманс представал в облике знаменосца, такого сомнительного и влекущего направления в культуре и жизни, как декаданс, которое характеризовало собой «упадок» с латинского, и в трактовке с французского «Fin de Siècle» - конец века.
Роман стал манифестом европейского декаданса, им восхищались такие писатели, как Оскар Уальд, Габриеле д`Аннунцио и Поль Валери.
Герцог Дез Эссент, собственной персоной
В центре повествования стоит хрупкая и болезненная фигура герцога дез Эссента, испытывавшего крупную неприязнь к пошлости буржуазного века, где бывшие лавочницы, разбогатев стали вдевать в уши аристократические драгоценные камни тем самым, обесценивая их. Главный герой является потомком некогда воинственного и сильного рода Флорессансов , пришедшего к вырождению рода: мать дез Эссента умерла от истощения, ибо ее желудок плохо воспринимал еду, а отец от другой неизвестной болезни. «О родителях сохранил он воспоминание, в котором не было ни любви, ни благодарности»
Система ценностей героя строилась на высоких эстетических требованиях. Продав наследственное имение, он купил домик в поле ,привлекавший его своей театральностью, завел пару слуг, сделав им указ: не шуметь и сильно не попадаться на глаза, дабы правила лучше соблюдались, герцог предоставил им черные плащи, «толстые войлочные ботинки» и «велел сделать двойные двери, которые были тщательно смазаны». Уют в своем доме он создавал тщательно, но придерживался негласного правила, все «наоборот» и искуссно, каждая деталь имела свою смысловую нагруженность, будь то цвет, ткань или даже расположение книг на полке. Считая, что «природа отжила свое время», дез Эссент имел тягу к «болезненным цветам», сравнивая некоторых из них с больными сифилисом.
Испив чашу светской жизни, в уединении герой стал все больше находить пристанище в искусстве, манящим его своей загадкой, пластичностью и эстетичностью форм. Обращался он часто к латинской литературе периода ее постепенного вырождения - 3-10 век, особое предпочтение он отдавал поэтам-декадентам, а именно Бодлеру. Стены в его доме были увешаны различными, редкими полотнами, часто неизвестными, так как дез Эссент имел особый вкус и предпочтения: различные напитки герцог сравнивал с музыкой, капая себе на язык каплю мятного и анисового ликера, в его ушах раздавалась флейта. Он был тем, кого можно было, без сомнения, назвать начитанным и насмотренным человеком
Под влиянием внешних факторов и психо-физиологических особенностей, доминирующей чертой дез Эссента был холодный цинизм. Сочувствие к беднякам у него заключалось в мысле, что им вовсе не стоило рождаться. В одном из эпизодов, он прикажет дать крестьянским мальчикам булку с сыром и луком, лишь для того, чтобы посмотреть на их драку за еду и укрепить идею, что вся жизнь есть старадание: в битве за хлеб выиграет самый сильный, а слабый мало того, что понесет психологический ущерб за унижение проигрыша, так и дома получит от родителей за рванные брюки. По мнению дез Эссента, куда бы не повернулось человечество, оно все равно будет несчастно: «бедный от страданий, родящихся от лишений, а богатый - от скуки».
Таким образом, главный герой романа Жорис-Карла Гюисманса «Наоборот» является противоречивой натурой, утонченность его вкуса и начитанность вдохновляют, но с точки зрения морально-нравственной дез Эссент человек падший, неспособный на высокие чувства, обреченный сгорать в своем мировоззрении, которое заключается в эгоизме, одиночестве и упадке.