Найти тему

Персональные данные: нужно ли согласие субъекта персональных данных при производстве по делам об административных правонарушениях?

Персональные данные и производство по делам об административных правонарушениях
Персональные данные и производство по делам об административных правонарушениях

Вопросами защиты персональных данных я занимаюсь уже достаточно давно. Для такой узкой сферы два с половиной года вполне реальный срок… Хотя про реальность срока обычно говорят в другом случае, когда вопрос стоит категоричным образом: лишение свободы…

Производство по делам об административных правонарушениях требует установления лица, совершившего противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность.

Данные сведения несомненно являются персональными данными, так как содержат сведения о фамилии, имени, отчестве, дате рождения, месте регистрации и месте проживания, паспортные данные, и позволяют идентифицировать лицо.

Установление данных о личности лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении, осуществляется должностным лицом при составлении протокола об административном правонарушении. В силу ст. 28.2. КоАП РФ протокол должен содержать сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Статья 29.10 КоАП РФ, предусматривающая требования к постановлению по делу об административном правонарушении, предполагает указание в нем также персональных данных лица: ФИО, места регистрации и проживания, паспортных данных. При совершении административного правонарушения в сфере налогового законодательства в постановлении по делу об административном правонарушении, должен быть указан ИНН лица, который также относится к персональным данным, так как позволяет идентифицировать лицо как в системе налогового учета, так и при использовании сервисов государственных органов: ЕИС «Закупки», «Прозрачный бизнес» и т.д.

На практике, должностные лица государственных органов в большинстве случаев не берут согласие на обработку персональных данных у участников производства об административных правонарушениях. Почему? Потому что так было всегда…

Парадоксальность законодательства о персональных данных в том, что оно странным образом дифференцирует виды судопроизводства, в ходе которых у должностных лиц нет необходимости получать согласие на обработку персональных данных.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных обработка персональных данных допускается без согласия лица обработка персональных данных осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.

Как мы видим, в качестве исключения или в качестве ошибки законодателя производство об административных правонарушениях в данный перечень не включено. Можно подогнать производство об административных правонарушениях под другие случаи, предусмотренные законом, но дифференциация видов судопроизводств без включения в перечень производств производства по делам об административных правонарушениях вызывает обоснованные вопросы не только у обычных граждан, но и у практикующих юристов.

Если углубляться в само производство об административных правонарушениях, то возникает вопрос, отсутствие согласия субъекта персональных данных, полученного в рамках производства об административных правонарушениях, говорит нам о недопустимости полученных с участием данного лица доказательств?

Как думаете, пишите, буду рада обсудить данный вопрос.

#юрист #персональныеданные #административныеправонарушения # #юридическая консультация #сопровождениебизнеса #юридическаяпресса