Найти в Дзене
Наука и фантастика

Павел Челищев и "лучистое человечество"

Картина Павла Челищева "Меркурий" (1956) с выставки "Русский космизм". Фото моё.
Картина Павла Челищева "Меркурий" (1956) с выставки "Русский космизм". Фото моё.

Павел Фёдорович Челищев (1898-1957) - очень своеобразный художник, ученик Кузьмы Петрова-Водкина, представитель "русского космизма" и сюрреализма, до которого он додумался едва ли не раньше Сальвадора Дали. Эмигрировал на Запад в 1920 году, долгое время жил в США, скончался в Италии.

Его творчество весьма разнообразно и по жанрам, и по тематике, и по стилям. Есть работы с виду вполне реалистические (портреты), есть очень пестрые сюрреалистические композиции ("Феномены").

Мне больше всего приглянулись работы 1950-х годов, в которых пресловутый космизм претворился по-особому: человеческие лица и фигуры предстали как объемные прозрачные проекции светящихся линий и средоточие силовых полей.

Павел Челищев. "Золотая ваза". Источник: https://artchive.ru/artists/28047~Pavel_Fedorovich_Chelischev/works/386120~Zolotaja_vaza
Павел Челищев. "Золотая ваза". Источник: https://artchive.ru/artists/28047~Pavel_Fedorovich_Chelischev/works/386120~Zolotaja_vaza

Эта манера объединила прежние философско-религиозные искания Челищева (светоносность ангелов) и его представления о будущем перерождении человечества в духовные "лучистые" сущности.

Павел Челищев. Торс. 1952.
Павел Челищев. Торс. 1952.

Идея, собственно, была высказана К. Э. Циолковским в беседе с А. Л. Чижевским. Кроме того, уже в 1920-х годах Челищев пришел к идее "сферической" перспективы, при которой объект (и мир) видится и изображается одновременно в смешении множества проекций, то есть объемно и многомерно.

При этом антропоморфность изображения легко переходит в абстракцию, а в абстракции, наоборот, обнаруживается сходство с фигурами и человеческими головами.

Павел Челищев. "Апофеоз".
Павел Челищев. "Апофеоз".
Павел Челищев. Композиция 1950 года.
Павел Челищев. Композиция 1950 года.

Совершенно удивительна картина, на которой Солнце изображено как огромный глаз. Идея сама по себе отнюдь не нова и присутствует в искусстве чуть ли не с эпохи Древнего Египта (возможно, и раньше), но тут она преломлена через оригинальную версию "русского космизма" и, возможно, реальное знание о солнечных протуберанцах.

Павел Челищев. Глаз-Солнце. https://artchive.ru/artists/28047~Pavel_Fedorovich_Chelischev/works/382961~Glaz_Solntse
Павел Челищев. Глаз-Солнце. https://artchive.ru/artists/28047~Pavel_Fedorovich_Chelischev/works/382961~Glaz_Solntse

--

ДАЛЬШЕ НЕНАВИСТНИКИ "ДАМСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ" МОГУТ НЕ ЧИТАТЬ. ЗАЙМИТЕСЬ ЧЕМ-ТО СУГУБО МУЖЕСТВЕННЫМ. ПОЧИНИТЕ СКАМЕЙКУ, СОВЕРШИТЕ ПОДВИГ, ПОКОРМИТЕ ДИКОГО ЛЬВА.

Написать в этом блоге о Челищеве и показать некоторые его картины мне захотелось не только потому, что предыдущая статья была про Петрова-Водкина.

Когда я увидела эти светоносные головы и фигуры, я радостно узнала в них... некоторых персонажей своей космооперы.

В книге "Тиатара" появляется келлоец - студент Колледжа космолингвистики, которого героиня, Юлия, описывает так:

...келлойское создание, зовущееся просто Фью (произносится с легким присвистом), выглядит растекшейся студенистой кляксой, мимикрирующей под цвет и фактуру окружающего пространства. Лишь присмотревшись, можно заметить просвечивающие внутренние органы и необычайно изящный и гибкий каркас, способный принимать любую конфигурацию.

Келлойцы периодически возникают и в других книгах; они не принадлежат к числу важных героев, но присутствуют для красоты и разнообразия. Я писала о них в этом блоге тут и тут.

А в книге "Двойник" довольно неожиданно для меня самой претворяется идея Циолковского о "лучистом человечестве", только там этой стадии освобождения от обычной материи достигают обитатели очень дальней планеты Шиасс.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе (у Литреса самые невыгодные условия для писателей).

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".