Найти в Дзене
Наука и фантастика

Космизм Петрова-Водкина

Кузьма Петров-Водкин. Фрагмент картины "Полдень. Лето" (1917). Фото моё.
Кузьма Петров-Водкин. Фрагмент картины "Полдень. Лето" (1917). Фото моё.

Увидев на выставке "Русский космизм" (2022) картину Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина "Полдень. Лето", я сначала удивилась, а потом поняла, что она действительно имеет прямое отношение к пресловутому космизму.

Вспомнилось всё, что довелось читать и слышать об особой "сферической" перспективе художника, роднящей его искусство с "обратной" перспективой в древнерусском иконописи. Вдобавок яркие, парадоксальные, краски также перекликаются с приемами иконописцев. Не буду приводить тут знаменитое "Купание красного коня" (а то аглоритмы дзена возмутятся не по делу), а приведу более целомудренную "Фантазию", где конь тоже красный, а сочетание цветов - весьма символическое.

Петров-Водкин. "Фантазия" (1925). Фото моё.
Петров-Водкин. "Фантазия" (1925). Фото моё.

На красном коне часто изображали святого Дмитрия Солунского. Иногда у него при этом на плечах был синий (лазурный) плащ.

Икона 16 века, Македония. https://icons.pstgu.ru/icon/954
Икона 16 века, Македония. https://icons.pstgu.ru/icon/954

Однако дело не только в связи с иконописью, открытой как особый художественный феномен в начале 20 века.

Петров-Водкин действительно ощущал земную реальность как проявление космизма.

На это его натолкнуло впечатление от его родного города, Хвалынска, где рельеф - не плоский, а многомерный, поскольку там имеются самые высокие в Поволжье горы.

Хвалынск – город-чаша, природа которого сама по себе являет некий целостный, сферически завершённый Космос (В. И. Бородина, из статьи "Хвалынский космос К.С.Петрова-Водкина")

Как пишет, ссылаясь на слова самого художника, В. И. Бородина,

"Именно Хвалынску К.С.Петров-Водкин обязан своим целостным мироощущением, здесь он увидел землю как планету: «Очертя глазами весь горизонт, воспринимая его целиком, я оказался на отрезке шара, причём шара полого, с обратной вогнутостью, – я очутился как бы в чаше, накрытой трёхчетвертьшарием небесного свода. Неожиданная, совершенно новая сферичность обняла меня на этом затоновском холме». (из той же статьи).

Совсем не случайно, что после этих озарений и переживаний Петров-Водкин увлекся астрономией.

Кузьма Сергеевич с давних пор интересовался астрономией, атлас звездного неба был его настольной книгой, в 1927 году Петров-Водкин был избран членом Французского астрономического общества (Е. Э. Пондина)

В 1933 года, чтобы поправить пошатнувшееся здоровье, художник отправился на Кавказ, в Грузию, в Абастуман, где лишь годом ранее открылась высокогорная обсерватория - первая в СССР, и это очень заинтересовало Петрова-Водкина, несмотря на плохое самочувствие.

Впрочем, те картины, в которых "космическое", сферическое восприятие поверхности Земли запечатлено сверху, как если бы художник летел на воздушном судне или на собственных крылья, уже были написаны - в том числе поразившее меня полотно "Полдень. Лето" 1917 года (а в ноябре случилось сами знаете, что).

"Полдень. Лето". Фото моё.
"Полдень. Лето". Фото моё.

Остается добавить, что космист и сюрреалист Павел Челищев был учеником Петрова-Водкина.

Про Челищева я напишу отдельно, и очень скоро. Следите за обновлениями!

Павел Челищев. Абстрактная композиция (1954). Оригинал в Нью-Йорке. Фото моё, с той же выставки "Русский космизм" (2022).
Павел Челищев. Абстрактная композиция (1954). Оригинал в Нью-Йорке. Фото моё, с той же выставки "Русский космизм" (2022).

О личности и творчестве Петрова-Водкина можно почитать в прекрасных подробных статьях профессионального искусствоведа Антона Успенского, у которого есть блог на Дзене.

--

Увидеть Землю со стороны, как другую планету, могут не только некоторые художники, но и фантасты.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти (тогда весь доход получит автор), на Литмаркете и на Литресе.

Поддержать автора можно денежкой, лайком, комментарием или распространением информации об этом канале и о цикле "Хранительница".