Среди английских живописцев имя Джона Аткинсона Гримшоу как будто затерялось, а между тем это был изумительный пейзажист, при взгляде на картины которого хочется писать романы.
Викторианская Англия, луна в бегущих облаках, колеблющийся свет витрин, мрачные улицы и люди-силуэты... Для Джона Аткинсона Гримшоу всё это стало повторяющимся мотивом, но от того не менее выразительным. Кто-то вспомнит Диккенса, кто-то - Конан Дойля, но факт остаётся фактом: Гримшоу удалось воплотить особое чувство времени и эпохи.
Знаменитый художник Джеймс МакНил Уистлер однажды сказал: "Я считал себя изобретателем ноктюрнов до тех пор пока не увидел лунный свет картин Джона Гримшоу".
Джон Аткинсон Гримшоу родился в 1836 году в городке Лидсе на севере Англии. До 24 лет он работал клерком в управлении Северной железной дороги, а потом неожиданно для всех решил стать художником. Стал выставляться, особого фурора не произвел, но нашел свою аудиторию, которой нравились его сумрачные пейзажи, и покупателей.
Будучи самоучкой, Аткинсон Гримшоу обратился к фотографии как к подспорью в создании полотен: известно, что он проецировал фотографии на холст с тем, чтобы как можно точнее изобразить понравившийся пейзаж. Английские критики спорили, насколько правомерно считать подобное искусство живописью. Но тут уместно вспомнить о том, что, по мнению многих историков искусства, камеру-обскуру и подобные ей изобретения использовали многие художники прошлого, в том числе Караваджо и Вермеер - но язык не повернется усомниться в их мастерстве.
Другой источник вдохновения для Аткинсона Гримшоу - искусство прерафаэлитов: от них он взял любовь к точным деталям, реализм вплоть до натурализма и налёт мистического настроения. Большая часть работ этого художника - пейзажи, но среди них попадаются и композиции вот такого рода:
Выставок у Аткинсона Гримшоу было довольно мало: за всю его жизнь всего пять картин были представлены в Королевской Академии художеств. В основном художник работал по частному заказу, что не помешало ему достичь финансового благополучия. Для своей семьи он арендовал в Скарсборо особняк 17 века постройки и назвал его "Замок у моря", отсылая к стихотворению Лонгфелло.
У Аткинсона Гримшоу помимо городских пейзажей есть очень поэтичные виды природы: затерянные в лесу строения, глухие уголки, камни, заросшие мхом. Художник иногда несколько злоупотребляет яркостью красок и живописными эффектами, и все же картины эти имеют огромное очарование. Они кажутся очень литературными, как будто заглянув в каждую, можно написать роман, ну или рассказ, по крайней мере)
Но, конечно, главными творениями Аткинсона Гримшоу считаются его сумрачные городские виды. Любопытно, что работы Гримшоу стали копировать и подделывать еще при жизни художник, и это при том, что какой-то всемирной популярности он не снискал.
Сам художник не оставил ни дневников, ни писем. Аткинсон Гримшоу умер в 1893 году, и его искусство как-то быстро забылось. Вспомнили искусствоведы о британском пейзажисте уже во второй половине ХХ века, заинтересовавшись и им самим и его связями с прерафаэлитами.
А вам нравится этот мастер?