Найти тему
Кофе с Кандинским

Не выйти из сумрака. Таинственные пейзажи Джона Аткинсона Гримшоу

Среди английских живописцев имя Джона Аткинсона Гримшоу как будто затерялось, а между тем это был изумительный пейзажист, при взгляде на картины которого хочется писать романы.

Джон Гримшоу. Доки Глазго. 1886. Частная коллекция
Джон Гримшоу. Доки Глазго. 1886. Частная коллекция

Викторианская Англия, луна в бегущих облаках, колеблющийся свет витрин, мрачные улицы и люди-силуэты... Для Джона Аткинсона Гримшоу всё это стало повторяющимся мотивом, но от того не менее выразительным. Кто-то вспомнит Диккенса, кто-то - Конан Дойля, но факт остаётся фактом: Гримшоу удалось воплотить особое чувство времени и эпохи.

Джон Гримшоу. Боар Лейн, Лидс. 1881
Джон Гримшоу. Боар Лейн, Лидс. 1881

Знаменитый художник Джеймс МакНил Уистлер однажды сказал: "Я считал себя изобретателем ноктюрнов до тех пор пока не увидел лунный свет картин Джона Гримшоу".

Джон Аткинсон Гримшоу родился в 1836 году в городке Лидсе на севере Англии. До 24 лет он работал клерком в управлении Северной железной дороги, а потом неожиданно для всех решил стать художником. Стал выставляться, особого фурора не произвел, но нашел свою аудиторию, которой нравились его сумрачные пейзажи, и покупателей.

Будучи самоучкой, Аткинсон Гримшоу обратился к фотографии как к подспорью в создании полотен: известно, что он проецировал фотографии на холст с тем, чтобы как можно точнее изобразить понравившийся пейзаж. Английские критики спорили, насколько правомерно считать подобное искусство живописью. Но тут уместно вспомнить о том, что, по мнению многих историков искусства, камеру-обскуру и подобные ей изобретения использовали многие художники прошлого, в том числе Караваджо и Вермеер - но язык не повернется усомниться в их мастерстве.

Другой источник вдохновения для Аткинсона Гримшоу - искусство прерафаэлитов: от них он взял любовь к точным деталям, реализм вплоть до натурализма и налёт мистического настроения. Большая часть работ этого художника - пейзажи, но среди них попадаются и композиции вот такого рода:

Выставок у Аткинсона Гримшоу было довольно мало: за всю его жизнь всего пять картин были представлены в Королевской Академии художеств. В основном художник работал по частному заказу, что не помешало ему достичь финансового благополучия. Для своей семьи он арендовал в Скарсборо особняк 17 века постройки и назвал его "Замок у моря", отсылая к стихотворению Лонгфелло.

У Аткинсона Гримшоу помимо городских пейзажей есть очень поэтичные виды природы: затерянные в лесу строения, глухие уголки, камни, заросшие мхом. Художник иногда несколько злоупотребляет яркостью красок и живописными эффектами, и все же картины эти имеют огромное очарование. Они кажутся очень литературными, как будто заглянув в каждую, можно написать роман, ну или рассказ, по крайней мере)

Но, конечно, главными творениями Аткинсона Гримшоу считаются его сумрачные городские виды. Любопытно, что работы Гримшоу стали копировать и подделывать еще при жизни художник, и это при том, что какой-то всемирной популярности он не снискал.

Сам художник не оставил ни дневников, ни писем. Аткинсон Гримшоу умер в 1893 году, и его искусство как-то быстро забылось. Вспомнили искусствоведы о британском пейзажисте уже во второй половине ХХ века, заинтересовавшись и им самим и его связями с прерафаэлитами.

А вам нравится этот мастер?