В сказках к девушкам приезжает принц на белом коне, а к Надежде Игошиной из села Никольского Кузнецкого района он явился на велосипеде. Это был не заморский королевич, а одноклассник Николай. Раньше они даже за одной партой сидели.
Комсомольская свадьба
– Вообще-то я к другой девчонке тогда ехал, – признается Николай Алексеевич. – Но увидел Надю на лавочке у дома и решил посидеть с ней.
Да и засиделся до ночи. Когда улицу осветила взошедшая луна, он замер, словно заколдованный.
«Как же я не замечал, что она такая красавица? Раньше мы как будто не видели друг друга», – подумал юноша.
Обычно напористый Николай, робея, попросил разрешения завтра прийти снова. Через три дня ухажер перешел к более решительным действиям: поинтересовался, может ли наведываться каждый день. Девушка благосклонно согласилась.
Полтора года они не расставались. Мечтали о том, как будут жить семьей. А потом Николай деловито объявил: «Завтра ждите сватов». Надя заохала, раскраснелась. Сговорились.
Свадьбу Игошиных запомнили как первую комсомольскую. Все организационные моменты взял на себя колхоз. За невестой приехала шикарная «Волга», а жениха в клуб, к месту регистрации, доставил ГАЗ-69. Подружки ахали, разглядывали Надино платье – она сшила его сама.
– Мы были как артисты – парторг расписал нас на сцене клуба, – вспоминают супруги.
Застолье прошло здесь же.
И началась семейная жизнь. Два года прожили со свекровью. А потом построили собственный дом.
Жизненный капитал
В прошлом году Игошины отметили изумрудную свадьбу – 55 лет вместе! За эти годы накопили солидный жизненный опыт. У каждого почти 40 лет трудового стажа. Николай Алексеевич работал шофером в колхозе «Путь к коммунизму», а Надежда Ивановна вела в школе уроки труда: учила девочек готовить, шить.
– Шить мама умеет! – говорит дочь Марина. – Она не только себе на свадьбу платье сшила, но и мне на выпускной. А какие новогодние костюмы у нас с братом были!
И сын, и дочь Игошиных окончили школу с медалями, отучились в вузах и нашли свое место в жизни. Марина более 20 лет работает в Комплексном центре социального обслуживания населения Кузнецкого района. Сергей – преподаватель Пензенского колледжа архитектуры и строительства.
Уже и внуки выросли.
Жужжащее хозяйство
Работа и домашнее хозяйство отнимали у супругов много времени. 38 лет назад в их привычную жизнь вошло новое увлечение – пчелы.
– Я даже подумать не мог, что когда-то займусь ими, после одного случая, – признается Николай Алексеевич. – Красил крышу, а соседские пчелы запах почуяли – и на меня. Я с крыши свалился – и домой. Два дня глаза не открывались из-за укусов.
Но несколько лет спустя, на отдыхе, Игошины оказались за одним столом с пчеловодом, который «заразил» Николая Алексеевича и его 13-летнего сына Сергея идеей завести пчел.
Дома родители забыли про тот разговор. Но сын стоял на своем: давайте попробуем. Даже сам договорился о покупке одной пчелосемьи. Потом их было до 70, сейчас – в пределах 40
Игошины с удовольствием занимались пасекой.
Бывало, что теряли пчел. К примеру, в 2018 году в село пришел инвестор. Все, вроде, хорошо – земля опять заработала. Но от химикатов, которые применялись на полях, начался мор насекомых. Договорились, что аграрии будут проводить обработку посевов по ночам и использовать менее токсичные препараты.
– Чтобы заниматься пчелами, их нужно полюбить всей душой, – рассуждает Николай Алексеевич. – И работать с ними следует как хирург на операции: без резких движений.
О прежней обиде, нанесенной крылатыми труженицами, он, конечно, забыл. И от укусов вообще не страдает. Бывает, до 10 пчел ужалят, а ему хоть бы что.
А Надежда Ивановна прибегает к помощи маленьких докторов, когда спина начинает болеть. Штук пять «поставит» на поясницу – и порядок.
Николай Игошин добавляет, что пчелы лечат и тело, и дух. Когда возишься на пасеке, забываешь о проблемах.
Надежда Ивановна стала пчеловодом, можно сказать, поневоле. Пчелиный рой совершил побег из улья, когда мужа не было рядом. Пришлось самой ловить насекомых и возвращать назад. Так и втянулась.
Мед от Игошиных – это практически семейный бренд. Он моментально расходится в соседних населенных пунктах. Особенно уважают сладкий продукт в татарских селах. Ведь он и в традиционный чак-чак идет, и в другие угощения. А одна постоянная покупательница из Москвы раньше брала по 12 трехлитровых банок сразу – чтобы на весь год хватало.
В зависимости от погоды Игошины и меда собирают по-разному. Но в среднем по 30 кг с пчелосемьи. Про конфеты супруги вспоминают редко. Зачем? Ведь на столе всегда ароматный продукт собственного производства – полезный и вкусный, придающий «сладости» и самой их жизни.