49
К концу весны 1920 года основные силы белогвардейцев были повержены, и власть большевиков установилась на большей части территории страны. Оставшиеся очаги сопротивления ещё вели сражения, но не оказывали влияния на происходящие в центральных регионах события.
Представители новой власти, почувствовав вкус победы начали с удвоенным рвением подавлять крестьянских восстания, возникающие то там, то тут из-за разочарования рядовым жителями большевистской властью. Обещанную землю люди так и не получили, зато остро прочувствовали на себе продразвертку и грабёж рядовых людей вооружёнными ставленниками власти.
Но и эти восстания были подавлены, причём с особой жестокостью. И на руинах некогда великой страны надо было отстаивать новые порядки, чем с усердием и занялись люди, пришедшие к власти.
Макар был в их числе. Сначала хотел попроситься в органы управления своей родной деревни и объединить под своим начал несколько близлежащих поселений, но потом решил, что ему будет лучше остаться в городе.
Он понимал, что привычной ему жизни в отчем доме уже не получится. Отец с братом продолжали быть негативно настроены против того, за что он был готов отдать жизнь. Александра с Аней молчаливо поддерживали своих мужей. Жить в атмосфере негласного осуждения Макар не хотел, хотя и скучал по родным и особенно по матери, в чьих глазах читал любовь и заботу несмотря ни на что.
Иван с Аней продолжали жить с родителями. Долгожданная ими беременность так и не наступала. Молодая женщина устала молиться, просить и помогать другим. Начала замыкаться в себе, стала злой и раздражённой. С родными ещё держалась, а вот чужим доставалось. Но люди нуждались в её помощи и терпели вспышки.
Макар всего несколько раз приехал домой. Но душевного разговора с отцом и братом не получилось. Те хоть и были благодарны ему за спасение Вани, но взглядов его так и не разделяли и порадоваться итогу недавно закончившегося противостояния не могли.
Приезжающий чувствовал это и родным не навязывался. Он очень хотел найти свою семью - жену и сына. Уже несколько лет, прошедших с момента их расставания, Макар ничего не знал о месте пребывания своих любимых. Он даже ездил в Ростов на ту квартиру, где когда-то оставил молодую женщину, прижимающей к себе малыша, но там уже жили чужие люди.
- Мы въехали в пустые стены, - сказали ему жильцы, - никого здесь не было, и мебели тоже.
- Совсем? - удивился Макар, осматривая совершенно чужую обстановку.
- Да, вывезли всё, - сказал хозяин. - Только какие-то старые вещи валялись на полу, но мы их выбросили. Мало ли что с их владельцами случилось...
Гость сверкнул глазами, думать о плохом он себе не позволял. Вдруг к нему осторожно подошёл маленький ребёнок, который сидел неподалёку на полу и слышал разговор взрослых.
- Вот это здесь было, - он протянул Макару деревянную, наполовину сломанную игрушку. Мужчина наклонился и ком подкатил к его горлу. Он, как и отец с братьями, умел строгать и мастерить из дерева. И незадолго до вынужденного покидания сына, выточил ему из дерева маленькую фигурку. Она была уже вся потёртая, с отломившимися частями, но это была игрушка его сына.
- Если надо - возьмите, - продолжал мальчик, сжимаясь под взглядом отца и Макара.
- Нет, это теперь твоё, - сказал последний и быстро вышел из помещения.Находиться там дольше было невозможно.
Перекурив, он всё же вернулся и обошёл соседей. Но все они были другими, даже старушка с первого этажа, на которую очень рассчитывал Макар, так как женщина была хоть и стара, но внимательна и любопытна, больше не жила в доме.
Съездив в органы управления, он поднял документы, чтобы узнать о перемещении жены и сына, он увидел, что все нити к ним теряются в моменте захвата города Белыми. После пожаров и сражений, что проходили в городе, многие документы были утеряны, а новые даже не создавались.
- Не ищи их, - покачал головой начальник управления, к которому обратился Макар, - были бы живы - сами объявились. Жена ведь знала, откуда ты родом?
- Да, мы письма мне домой писали, они у Тони хранились, - кивнул Макар, - там адрес был.
- Вот, - протянул собеседник, - если бы хотели - они давно бы вышли на связь. Могли приехать к твоим или написать. А раз не объявились, значит или нет их уже, или твоя жена нашла себе другого и не хочет прошлое ворошить.
Макар отказывался в это верить. Он со злостью стукнул кулаком по столу и сказал:
- Всё равно найду, вот увидите, - и вышел, хлопнув дверью. Оставшийся в помещении мужчина недовольно покачал головой.
Такое поведение Макара не нравилось многим, но помня его заслуги во время в0йны, ему пока это прощалось. Хотя врагов мужчина успел себе нажить.
Но он не обращал на это внимание, ведя себя так, как считал нужным. И сейчас, кроме жены и сына он разыскивал родного брата, Мишу, о котором много лет было ничего не известно.
Наконец, ему удалось найти последнее место нахождения брата. Тот по этапу попал в дальний лагерь и согласно местным документам уме.р от болезни ещё два года назад.
Макар долго не мог решиться сказать об этом матери. Он видел, что та все ещё ждёт и надеется увидеть сына.
«Может ей лучше не знать? - размышлял сын, - столько лет живёт надеждой, пусть и дальше ждёт. Легче верить в скорую встречу, чем знать, что никогда не увидишь любимого человека».
Но всё-таки, приехав в отчий дом, он не смог врать матери.
- Я нашёл Мишу, - сказал он, когда женщины убирали со стола. Во время ужина решил эту тему не поднимать.
Александра подскочила к нему.
- Спасибо тебе, сыночек, - произнесла она, - где он? Ты сможешь его спасти?
Макар вздохнул и взглянул на мать. Та замерла, уже сердцем поняв всё, но ещё отказываясь верить в это головой.
- Его уже не спасти, - ответил мужчина.
Саша схватилась за стол и тяжело опустилась на стоящую рядом лавку. Павел подошёл к ней и обнял за плечи.
- Ты знаешь, где его пох0ронили? - спросил он у сына.
- Да, но туда сейчас не добраться - далеко и небезопасно, - проговорил Макар.
Он посмотрел на Ивана, тот молчал, в бессилии что-то изменить.
- Будем молиться за него, - проговорила Александра. - Спасибо, что нашёл его, хоть и поздно.
Женщина подошла и обняла своего младшего сына. Её так хотелось растопить лёд между своими родными. Но это было не в её власти. Она могла только обнять Макара, показав, что для неё они все любимые.
- Я перевожусь в Ростов, - сказал тот, немного отстраняясь от матери, - буду дальше искать жену и сына.
- Привози их к нам, как найдёшь, - попросила мать, сын кивнул.
- Вань, ты теперь свободен, - продолжал Макар, - я проверял - просмотрел все архивы и сохранившиеся документы. Половины вообще нет. Так что можешь становиться собой, давний подлог никто не заметит.
Муж Ани кивнул, он был рад наконец-то выйти в поле, вдохнуть полной грудью, работать рядом с отцом и перестать, наконец, прятаться.