26 июня 1941 года был совершён наиболее известный «огненный таран» (этим словосочетанием называется таран наземной или надводной цели, совершённый самолётом). До конца выполнив свой долг, обрёл бессмертие экипаж советского бомбардировщика ДБ-3Ф в составе капитана Н.Ф. Гастелло, лейтенантов А.А. Бурденюка и Г.Н. Скоробогатого, а также старшего сержанта А.А. Калинина.
Огненный таран капитана Гастелло в представлении художника Андрея Сибирского
Пятый день войны, немецкие фашисты рвутся к столице Советской Белоруссии – Минску. По дорогам идут колонны танков и мотопехоты, на штурмовку которых бросается всё, от истребителей до бомбардировщиков Дальней авиации. На штурмовку одной из таких колонн врага, шедшей по дороге Молодечно – Радошковичи и было направлено два ДБ-3Ф. Ведущим звена был командир 2-ой эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка капитан Гастелло, ведомым – экипаж старшего лейтенанта Воробьёва.
Капитан Гастелло Н.Ф.
Как потом стало известно из рапортов Воробьёва и его штурмана лейтенанта Рыбаса, звено обнаружило цель, отбомбилось и легло на обратный курс. В этот момент в самолёт ведущего попал зенитный снаряд - машину охватило пламя. Видимо был повреждён топливный бак. Горящий бомбардировщик развернулся в сторону дороги, забитой техникой и врезался в колонну автомашин и бензоцистерн (по одной из версий столкновение самолёта произошло с скоплением бензоцистерн и заправляющимися топливом танками; по другой – с зенитной батареей). Четыре героя предпочли смерть позорному плену, нанеся врагу урон в живой силе и технике. Честь им и слава!
Дальний бомбардировщик ДБ-3Ф
5 июля 1941 года подвиг экипажа капитана Гастелло попал в вечернюю сводку Совинформбюро, а 10 июля в газете «Правда» был опубликован очерк корреспондентов П. Павленко и П. Крылова «Капитан Гастелло», получивший широкий резонанс в обществе. Фамилия Николая Францевича стала нарицательной: совершивших огненный таран лётчиков стали называть гастелловцами. Огненный таран Гастелло, как пример мужества, героизма и самопожертвования стал широко использоваться для военно-патриотической пропаганды и воспитания молодёжи.
Агитационный плакат тех лет. Художник ошибочно изобразил истребитель И-16 вместо бомбардировщика ДБ-3Ф
Ровно через месяц, 26 июля 1941 года капитану Гастелло было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно), подвиг членов его экипажа тогда оценён не был. Лишь семнадцать лет спустя лейтенанты Бурденюк, Скоробогатый и старший сержант Калинин были награждены орденами Отечественной войны (посмертно).
Мало кто знает, но этот подвиг не был первым. Самый первый в истории авиации огненный таран был совершён 5 августа 1939 года во время советско-японского конфликта в Монголии. Группа самолётов СБ (скоростных бомбардировщиков) 150-го скоростного бомбардировочного авиаполка вылетела на бомбёжку тылов японцев в районе города Халун-Аршан.
Скоростной бомбардировщик СБ
Сразу после сброса бомб зенитным снарядом был выведен из строя левый двигатель самолета батальонного комиссара Ююкина Михаила Анисимовича. Понимая, что до линии фронта, находящейся примерно в 20-30 км, дотянуть не удастся, он приказал экипажу покинуть машину. Штурман старший лейтенант Александр Морковкин выбросился с парашютом, впоследствии добравшись до своих. Стрелок-радист Пётр Разбойников остался в своей кабине. Горящий самолёт довернул до выбранной пилотом цели, перешёл в пикирование и, ударившись о землю, взорвался.
Батальонный комиссар Ююкин М.А.
11 марта 1940 года, во время Советско-финской войны, близ финского посёлка Саккиярви (ныне посёлок Кондратьево Ленинградской области), самолётом СБ был совершён таран скопления пехоты белофиннов. Пилотировал самолёт командир эскадрильи 31-го скоростного бомбардировочного авиаполка капитан Орлов Константин Николаевич. Информации о членах его экипажа, к сожалению, не нашёл.
Капитан Орлов К.Н.
В первый же день Великой Отечественной войны старший лейтенант Чиркин Пётр Степанович на подбитом И-153 «Чайка» таранил немецкую танковую колонну где-то во Львовской области.
Старший лейтенант Чиркин П.С. на фоне истребителя И-153 "Чайка"
Через день, 24 июня, Айрапетов Саркис Михайлович, старший политрук 31-го скоростного бомбардировочного авиаполка, дав команду экипажу покинуть машину, обрушил свой СБ на скопление фашистской техники на станции Таураге Литовской ССР. Вместе со своим командиром погиб и стрелок-радист, старший сержант Ложкин Анатолий Алексеевич.
В этот же день в районе украинского города Броды, спикировал на танковую колонну врага СБ командира звена 33-го скоростного бомбардировочного авиаполка, старшего лейтенанта Храпая Григория Архиповича. Три героя погибли: сам пилот, его штурман лейтенант Филатов Василий Васильевич и стрелок-радист старший сержант Тихомиров Григорий Кузьмич. Последнее что успел сказать отважный командир, было «Погибаем за счастье народа!».
Старший политрук Айрапетов С.М. (слева) и старший лейтенант Храпай Г.А. (справа)
На следующий день, 25 июня, близ белорусского села Ошмяны лёгкий бомбардировщик Су-2, направленный твёрдой рукою заместителя командира эскадрильи 43-го бомбардировочного авиаполка капитана Авдеева Александра Николаевича уничтожил таранным ударом немецкий танк. Судьбу командира разделил его штурман-стрелок лейтенант Стреленко Пётр Филлипович.
Капитан Авдеев А.Н. (слева) и лейтенант Стреленко П.Ф.
Лёгкий бомбардировщик Су-2
Всего за годы войны сталинскими соколами было совершено 522 огненных тарана. Возможно и больше. Не обо всех мы знаем, о некоторых не узнаем никогда. И, как это не удивительно, но шестнадцати героям, совершившим столь смертельный подвиг, посчастливилось выжить. Но об этом я напишу как-нибудь в другой раз.
От советского Информбюро за 26 июня 1941 года
А до победы оставалось 1413 дней…
1. Предыдущий день - 25 июня 1941 года. Часть 1
2. Предыдущий день - 25 июня 1941 года. Часть 2