«Завтрак у Тиффани», «Бойцовский клуб», «9 ½ недель»… Мода часто приходит к нам «с экрана». Пробежимся по знаменитым экранизациям книг, которые отразили или создали популярные тренды.
1. «Завтрак у Тиффани»
Начнём с 1960-х. Одри Хепбёрн стала «музой» Юбера де Живанши, и одежда этого модельера, потрудившегося для фильма «Завтрак у Тиффани» (1961), принесла известность бренду GIVENCHY.
В основе фильма – одноимённый роман Трумена Капоте. Фильм имеет довольно много отличий от книги, главное из них – хэппи энд.
Героиня – Холли Голайтли – девушка без определённых занятий, с не очень высокой социальной ответственностью, но с высокими запросами. Её фамилия – говорящая: Golightly = “go lightly” = «легко пройти», ну а полное имя, вообще, – Holliday, т.е. «праздник».
Холли бросает свою большую и бедную семью в американской глубинке и живёт «лёгкой жизнью» в Нью-Йорке. Там её встречает главный герой (они соседи во многоквартирном доме), и закручивается сюжет.
2. «Иван Васильевич»
В СССР не было ни Gucci, ни Givenchy, но был свой дом моды под руководством Вячеслава Зайцева. Западная пресса называла Зайцева «красный Диор». У модельера был узнаваемый стиль, акцент на славянские мотивы и по-советски много красного цвета в коллекциях. Он тоже сотрудничал с кинематографом.
Например, делал костюмы для комедий Гайдая (1960/70-е). Знаменитое красное мини-платье Зиночки, в котором она поёт «Звенит январская вьюга», и бело-розовое, в котором приходит домой, – его дизайн.
Напомню, что всенародно любимая комедия «Иван Васильевич меняет профессию» – экранизация пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Правда, действие Гайдай перенёс из 1930-х в 1960-е.
3. «Отель «У погибшего альпиниста»
Также Зайцев делал костюмы для экранизации повести Стругацких «Отель «У погибшего альпиниста» (1969). Модельер постарался сделать так, чтобы персонажи выглядели «нездешними», заграничными, ведь авторы книги не назвали конкретное место действия, лишь дали иностранные имена персонажам. Эта повесть входит в мою подборку «Сыщик на отдыхе – это не к добру».
4. «История любви»
В 1970-е мода ушла от строгой элегантности. Фильм «История любви» (1970), который многие помнят благодаря музыкальной композиции Франсиса Лея Love Story, – это уже стиль «хиппи»: джинсы-клёш, рубашки свободного кроя, водолазки, цветочный принт и у женщин, и у мужчин. Это было выражение пацифистских настроений своего времени, тёплый и яркий ответ моды на угрозы «холодной войны».
Первооснова – роман Эрика Сигала «История любви». Парень и девушка из разных слоёв общества (он богат, она небогата) знакомятся в университете, влюбляются друг в друга, преодолевают сложности, женятся – но девушка оказывается неизлечимо больна. Эта книга не только о красивой любви, но и о проблемах социального расслоения.
5. «Курьер»
Ещё одна история «межклассовой» любви рассказана Кареном Шахназаровым в повести «Курьер», которую он впоследствии переделал в сценарий. Катя Кузнецова в получившемся фильме – можно сказать, икона стиля поздних 1980-х. Джемперы свободного кроя, толстовки, широкоплечие жакеты, брюки «бананы», джинсы – синие, белые и чёрные. Уличная мода той эпохи хорошо представлена в фильме. Одежда служит дополнительной характеристикой персонажей: «золотая» молодёжь (Катя и её компания) одеваются моднее и ярче, чем Иван, его приятель Базин и их друзья.
6. «9 ½ недель»
В 1980-е плащи оверсайз, туфли-«лодочки» без каблуков, джемперы из пряжи, как у героини Ким Бейсингер в «9 ½ недель» (1985) тоже носили и на Западе, и в СССР.
«9 ½ недель» – экранизация одноимённого романа Элизабет Макнейл.
Небогатая девушка случайно знакомится с состоятельным мужчиной. Между ними мгновенно «вспыхивает искра», начинается бурный роман. Большая часть текста посвящена интимным отношениям пары. Мужчина обворожительный, стильный, смелый в суждениях, раскрепощённый – но при этом властный и любящий подчинять партнёршу своей воле. В ходе романа девушка постепенно преодолевает свои личные табу, но всё-таки мучается вопросом: это настоящая страсть или нездоровые отношения?
В 2011 г. Э.Л. Джеймс написала римейк этого подзабытого романа и прославилась книгой «Пятьдесят оттенков серого». Отмечу, что у Макнейл герои лет на 10 старше, и это способствует большей достоверности истории.
7. «Смерть зверя с тонкой кожей»
Ещё можно вспомнить джинсы и короткие, по пояс, кожаные куртки, «доставшиеся» постсоветским мужчинам от кинообразов мегопопулярного Жана Поля Бельмондо. Знаменитый «Профессионал» – экранизация книги французского писателя Патрика Александера (есть такой детектив «Смерть зверя с тонкой кожей» 1975 г., по мотивам которого снят «Профессионал»; но больше сказать о нём нечего: не читала).
8. «Анна Каренина»
Из экранизации «Анны Карениной» (2012) с Кирой Найтли в массовую моду на время вернулись меховые шапки «а-ля кубанка» (Cossack-hat).
В романе Льва Толстого встречаются описания одежды героинь (например, Анны и Китти), но вот меховой шапки там не помню.
9. «Бойцовский клуб»
В 2000-е фильм «Бойцовский клуб» впечатлил западных дизайнеров настолько, что Donatella Versace и Balenciagaвыпустили коллекции мужской одежды, «навеянные» костюмами из фильма. Кожаные пиджаки, гавайские рубашки, яркие цвета, «готика».
Основа фильма – роман Чака Паланика 1996 г. Разница между двумя мужскими персонажами подчёркивается благодаря их речи, манерам и – костюмам. Герой носит серые офисные костюмы, не надевает ничего привлекающего внимание, не имеет собственного стиля. Безымянный и безликий. Тайлер Дёрден – его полная противоположность: яркий, дерзкий, без комплексов – и в характере, и в одежде.
10. «Великий Гэтсби»
Мода «ревущих 1920-х» – джаза, чарльстона и платьев силуэта «труба» с бахромой и перьями – великолепно показана в фильме База Лурмана «Великий Гэтсби» (2013), и наряды там отнюдь не выглядят устаревшими: современная модница не отказалась бы примерить любое из платьев Дэйзи. Костюмы для этой экранизации Фитцджеральда делали известнейшие западные дома мод (главным образом – PRADA).
Вот так сильно действует на нас визуализация книг, написанных вчера или давным-давно. Книжные образы воплощаются в экранизациях. Рынок реагирует мгновенно (киностудии сотрудничают с домами мод).
И вот, дамы могут одеться соответствующим образом – и почувствовать себя хоть Холли, хоть Дейзи, хоть Зиночкой – женой изобретателя машины времени!
Про «Историю любви» и «9 ½ недель» читайте также здесь.
Про повесть и фильм «Курьер» – здесь.