«Все очень круто, но надо переделать».
Правки могут раздражать, веселить, возмущать, вызывать тяжкий вздох или неудержимое желание поспорить, но в работе с клиентами без них не обойтись.
В этой статье делимся своим опытом и рассказываем, какие правки бывают, как они влияют на результат сотрудничества, какой формат работы с ними эффективен и почему подход «проще самим написать» редко ведет бренд к успеху.
Правки, которые улучшают контент
К этому виду правок мы относим справедливые и вежливые комментарии, которые помогают сделать текст лучше, честнее, яснее и эффективнее.
Фактологические правки
Это замечания, которые связаны со спецификой бизнеса или отрасли.
Как бы ни был погружен в проект копирайтер, он вряд ли сможет разобраться во внутренних процессах, продуктах и рынке так же хорошо, как менеджер по продажам или маркетолог бренда. Поэтому клиент выступает для нас экспертом, который предоставляет уникальную информацию для подготовки публикаций и проверяет готовый материал на достоверность.
Фактологические правки могут касаться:
- аудитории;
- фактуры — информации для подготовки публикаций;
- логики внутренних процессов. Например, когда мы что-то неправильно поняли или в ходе работы изменилась ситуация.
Ситуативные правки
Предложения по изменению текста, которые клиент выдвигает, исходя из понимания рынка, аудитории или особенностей проекта.
Такие правки мы всегда принимаем и корректируем текст. Если в них содержится информация о проекте — сохраняем в базу знаний, чтобы учесть в будущих материалах.
Мы работаем в B2B-секторе, где информация часто меняется или появляется внезапно. Поэтому мы с пониманием относимся к правкам в формате «Ой, у нас пять минут назад было совещание, пожалуйста, срочно скорректируйте текст так и поэтому». Мы работаем вместе с клиентом, знаем, что такое бизнес, умеем быть гибкими и оперативно реагировать.
Правки, которые мешают работать
Необоснованные запросы что-то скорректировать тоже бывают. Они возникают:
- из-за недоверия;
- из-за несоответствия истинных целей сотрудничества тем, которые озвучены на брифовании;
- из-за консервативности клиента и отсутствия опыта сотрудничества с агентствами.
Эти замечания могут ни на что не влиять, а могут портить текст и уводить коммуникацию от целей, которые согласованы в стратегии.
К таким правкам относятся все комментарии, которые делают текст хуже, тяжелее, запутаннее и противоречат логике коммуникации:
«А у вас нет такого же, но с перламутровыми пуговицами?»
Правки без объяснений и понятной причины заставляют копирайтеров ломать голову и искать недостатки даже в качественных текстах.
В таких комментариях невозможно понять логику, а значит, предложить альтернативное решение. Из них нельзя сделать вывод на будущее. Обычно они возникают в начале сотрудничества, когда клиент только учится взаимодействовать с командой, или в самом конце: это тревожный сигнал, что партнёр больше не видит смысла в обсуждении.
«А конкуренты делают по-другому»
Когда мы получаем комментарии «хотим как у конкурентов», то сначала анализируем, стоит ли принимать предложение клиента. Ведь то, что хорошо для одного бренда, может навредить другому, а слепое следование трендам — это не наш подход. Поэтому в таких случаях мы либо адаптируем задумку клиента под проект, либо обосновываем, почему в конкретном случае его лучше не использовать, и предлагаем альтернативный вариант.
«???/править/это ерунда»
Иногда клиенты оставляют неаргументированные и непонятные правки, которые невозможно отработать без дополнительного обсуждения.
Такое случается с брендами, которым никогда не писал тексты подрядчик. На старте работ клиент может не понимать, как оставлять комментарии и в каких случаях правки нужно разъяснять подробно. Если же подобные комментарии все чаще появляются у старого клиента, мы предлагаем это обсудить. Выясняем, что он имеет в виду, всё ли устраивает в сотрудничестве, хватает ли ему времени на вдумчивую проверку и как мы можем помочь.
В единичных случаях копирайтер задает вопросы и только после этого приступает к редактуре. Мы уверены: строить догадки, что имел в виду клиент — лишняя трата его и нашего времени.
Правки всей компанией
Такое нередко случается в работе с крупными брендами: клиент рассылает публикацию по всем отделам, где каждый считает нужным что-то исправить. Зачастую большинство проверяющих не знакомы со стратегией и «правят как чувствуют» — в комментариях начинается обсуждение, получается мешанина и противоречие.
Читайте вторую часть статьи: Как оставлять полезные правки: советы копирайтеров
Статьи по теме: