Найти тему

Жёны княжеские. Не сказочная Елена Прекрасная

Кто-то написал, что историки пишут или сочинения, или изложения. Не судите строго. Я напишу сочинение...

Изображение из открытых источников интернет
Изображение из открытых источников интернет

Она первая из княжеских жён не была отравлена или убита. Она умерла в тюрьме, хотя ничто в её жизни не предвещало подобного окончания жизненного пути. Правда и позже подобный способ избавления от женщин в княжеской или царской семье будет крайне редок. За что её наказали подобным образом? И почему наказание не прекратилось и в посмертии? Кто она? Княгиня Тверская Елена Стефановна - жена князя Ивана Ивановича Молодого и мать соправителя Ивана III княжича Дмитрия.

Кто-то называет её соперницей Великой княгини Софьи Фоминичны Палеолог. Но было ли это возможным?

Давайте немного разберёмся в том, кто и кому подчинялся на женской половине в русском княжеском тереме:

Старшей женщиной всегда была жена Великого князя. Редко когда, но с сохранением титула и прав, ею могла остаться при неженатом сыне вдовая Великая княгиня. Но как только сын женился, у неё было два варианта: либо остаться в тереме, но подчиниться молодой жене, либо из терема уйти. Уйти можно было опять же по двум дорогам: либо в монастырь, либо в самостоятельный княгинин двор. Ну а это , простите, не всем княгиням было под силу.

Но вернёмся к нашей ситуации. Великая княгиня София Фоминична была всего на несколько лет старше "своей" невестки - жены княжича Ивана Ивановича, сына её мужа Великого князя Ивана Васильевича. Таким образом любая неприятность с мужем автоматически делала её зависимой от её пасынка и его жены. Согласитесь - не приятно. От слова "совсем".

Ну а какой из мальчиков будет ближе к престолу в таком случае? Никак не сын княгини Софии. Он - лишний. Или, если так будет удобнее - запасной. И то в случае, если у невестки не появится второй-третий сын.

Поэтому - изначально - Елена Стефановна, выйдя замуж за сына Великого князя Руси Ивана Васильевича, становилась смертельной опасностью и для Великой княгини Софьи, и для её детей, хотя князь Иван Васильевич своих детей очень любил.

Свадьба княжича Ивана Ивановича и  Елены Стефановны. Миниатюра из Лицевого свода
Свадьба княжича Ивана Ивановича и Елены Стефановны. Миниатюра из Лицевого свода

Олена Стефановна ( именно так звучало её имя у неё на родине) родилась не позднее 1464 года. Её родителями были Молдавский (Волошский) правитель Стефан III Великий и его вторая жена княгиня Евдокия Олелько Слуцкой. Стефан III совсем недавно завоевал власть в Молдавии, поэтому главным в его жизни тогда было урезонить непокорных бояр и создать сильное войско. Ну а домашними делами и детьми занималась жена, правнучка литовского князя Гедемина. Так что с происхождением у маленькой Олены было всё отлично. Было плохо только одно: княгиня Евдокия умерла в 1467 году, оставив маленькую дочь сиротой. Отец же, желая наследника, женится ещё дважды. Воспитываемая при двух мачехах, девочка быстро поняла, что за место под солнцем надо бороться всеми возможными способами. Ну а пока она училась этому, отец постоянно воевал с соседями, отстаивая независимость Молдавии. Желая обрести сильного союзника, Господарь Молдавии Стефан III договаривается о свадьбе своей дочери и сына русского правителя. Союз был выгоден политически им обоим, ну а на то, что молодые даже не имели представления друг о друге, чисто и откровенно в расчёт даже не брали. Их помолвка состоялась в Сучаве.

кадр из фильма "София"
кадр из фильма "София"

Свадьба принцессы Елены, дочери Стефана III Великого, господаря Молдавии, с Иваном Молодым, старшим сыном и наследником великого московского князя Ивана Васильевича III состоялась 12 января 1483 года. После свадьбы принцесса Елена больше никогда не возвращалась на родину и не встречалась со своим отцом. А уже 10 октября 1483 года княгиня Елена Стефановна родила своего первенца, которого назвали Дмитрием.( Второй сын, названный в честь деда и отца Иваном, родившийся в 1485 году умер в младенчестве). Великий государь Иван Васильевич был очень рад рождению своего первого внука.

кадр из фильма "София"
кадр из фильма "София"

Именно с этим событием связано первое недовольство Великого князя своей женой. Он хотел подарить невестке - Елене Волошанке ( так её прозвали в московских землях) - за рождённого наследника ожерелье, которое когда-то в приданное принесла с собой его первая жена княгиня Мария. Однако оно пропало из великокняжеской сокровищницы. Великий князь Иван Васильевич приказал казначеям провести тщательную ревизию с составлением подробной описи всей недостающей наличности. Тут-то и выяснилось, что его жена Софья «истеряла казны великого князя» немеряно, щедро одаривая княжескими драгоценностями заморскую родню. Разгневанный Иван III потребовал от мужа племянницы своей жены князя Василия Верейского вернуть украденное Софьей сокровище, но тот, вместо этого, сбежал вместе с женой в Литву.
Так что, семейный скандал 1483 года завершился для княгини Софьи Фоминичны большими неприятностями. Она была удалена от двора, заключена на женской половине дворца под домашний арест, а отношения между супругами надолго разладились.
Следует отметить всё-таки, что данные об этом конфликте отсутствуют в сокращенных сводах конца XV в., в Симеоновской, в Ермолинской, в Софийской I и Воскресенской летописях. Описан он лишь в Львовской и Никоновской летописях, откуда сведения о нём проникли и в литературу в том числе.

Однако этот случай положил начало тайной вражде между Тверской княгиней Еленой Волошанкой и Великой княгиней Софьей Фоминичной.

С удалением свекрови княгиня Елена Стефановна стала главной женщиной на женской половине дворца московского государя. Будучи моложе Великой княгини более чем на полный десяток лет, Елена Стефановна счастливо соединяла в себе притягательную женскую красоту и глубокий пытливый ум. Редко кто из представителей сильной половины человечества мог пройти мимо княжны и не восхититься совершенством всех ее женских прелестей...

Фантазийный портрет Елены Стефановны из альбома бухарестского Национального музея древностей (1904 г.)
Фантазийный портрет Елены Стефановны из альбома бухарестского Национального музея древностей (1904 г.)

В 1485 году княжич Иван Иванович становится Тверским князем и вместе с женой уезжает в Тверь. Княгиня Софья снова возвращается ко двору, но начинает активно плести интриги против пасынка и его жены.

Выйдя из-под опеки грозного родителя, молодожены же впервые за долгое время почувствовали себя по-настоящему свободными. Неплохо осведомленная во внешнеполитических делах Елена Стефановна, в попытке установить связи с сопредельными государствами, даже позволила себе завести свой собственный двор, подражая в этом свекрови. Так истории доподлинно известно, что княгиня Тверская Елена не только вела активную переписку с польским королем Казимиром IV, но и предпринимала активные попытки наладить контакты с Сербией.
Существуют убедительные доказательства того, что она, в отличие от униатки Софьи Палеолог, выросшей при папском дворе, немало времени уделяла и вопросам церковного домостроительства, связанными с борьбой русской православной церкви за автокефалию.

Однако молодой и здоровый Тверской князь Иван Молодой достаточно внезапно заболел зимой 1490 года. Проблемы со здоровьем у него случались и прежде: княжич хворал «камчугою в ногах» или, попросту говоря, подагрой, поэтому и лечили его, как и было заведено, свои доморощенные медики. (Однако в «Толковом словаре» В. Даля указано, что камчугой называли род проказы, выражавшийся в появлении на коже красной сыпи и струпьев. Сейчас проказа считается нервным заболеванием, не поддающимся лечению.) Вопреки обыкновению, ни одно из известных средств, применяемых докторами, на больного никакого целебного действия не оказывали. В это время ко двору московского государя прибыл из Венеции лекарь Леон. Он объявил, что вылечит княжича, или готов, чтобы его казнили. Великий князь Иван Васильевич, удивившись такой наглости и напору лекаря, позволил ему лечить сына. Однако, через непродолжительное время его здоровье резко ухудшилось, и он умер.

Елена Стефановна была вне себя от горя. Её единственно что держало - маленький сын, который был наследником престола в Москве. Бросив всё в Тверском княжестве , она возвращается под руку свёкра вместе с княжичем Дмитрием-Внуком.

По Москве поползли слухи, что Великая княгиня Софья причастна к смерти пасынка. Доказательств этому не нашлось. А Великий князь Иван III очень горевал по сыну.

В 1496 году Великий князь Иван Васильевич решил проверить, насколько хорошо его старшие сыновья, Василий и Юрий, и внук Дмитрий овладели науками по управлению государством. Для этого в октябре вместе с Дмитрием и Юрием он отправился в длительную поездку в недавно покорённый Новгород. В Москве же «на государстве» были оставлены Софья Палеолог с сыном Василием. Домой великий князь вернулся только в марте 1497 года. Не известно, что стояло за его решением, но в конце этого же года государевым дьякам было приказано разработать процедуру венчания княжича Дмитрия Ивановича на великое княжение. Она должна была стать публичной, торжественной и быть зафиксирована в особом документе — Чине венчания. А главное, она должна была больно ударить по самолюбию его жены Софьи, которая никогда не забывала о своём происхождении.

Иван III со своим внуком Дмитрием
Иван III со своим внуком Дмитрием

В 1498 году Московский государь Иван Васильевич всё-таки сделал своим соправителем Дмитрия Внука. Княгиня Софья была в ярости. А у нас об этом событии остался очень интересный памятник древнерусского художественного шитья - "Пелена Елены Волошанки", на которой изображён торжественный выход московского государя Ивана III Великого с семейством во время коронации княжича Дмитрия. В ней, наряду с церковными мотивами, прослеживаются и светские, сочетающие приёмы русского и молдавского искусства

Однако, примерно в это же время княгиня Елена Стефановна делает одну очень большую ошибку. Вокруг Елены Волошанки и её подрастающего сына сплачиваются противники Иосифа Волоцкого и архиепископа новгородского Геннадия. Потом их назовут "жидовствующими". А пока Елена честно думала, что она может повлиять на проводящуюся церковную реформу. Возможно это была очередная хитроумная ловушка её свекрови, но по факту княгиню Елену Стефановну очень часто стали видеть среди членов кружка Фёдора Курицына, а это сильно не понравилось её властному свёкру. До обвинения невестки в государственном заговоре остался один шаг. В ноябре 1501 года русские войска одержали первую крупную победу под Мстиславлем сражаясь против Литовского войска, а на рубеже 1501-1502 гг. начали успешные военные наступления на территории Ливонии. Демонстрируя Западному миру силу и мощь русской армии, Великий князь Иван Васильевич, опасаясь за свой авторитет и заботясь о  том,  чтобы сведения о его личной жизни не просочились через границу,  приказал 11 апреля 1502 года взять княгиню Елену Волошанку и ее сына князя Дмитрия Ивановича под стражу. А еще через три дня, благословив сына от княгини Софии Фоминичны Василия на «великое княжество Владимирское и Московское», Великий князь Иван III провозгласил его самодержцем всея Руси.

За свою дочь попытался было вступиться Молдавский господарь Стефан, но своему посланцу в Крым Ивану Беклемишеву Иван III приказал так объяснять причину опалы на невестку и внука: «Он да и мати его великая княгиня Алена перед государем проступили, не по пригожу учинили; и он государь наш за ту их проступку, у своего внука великое княжество взял». Позднее объяснение стало более определенным: «Внука был своего государь наш пожаловал; и он учал государю нашему грубити; ино ведь жалует всякой того, кой служит и норовит; а которой грубит, того за что жаловать?»

Княгиня Елена Дождалась момента, когда свёкр перед смертью попросит прощения и у неё и у своего внука Дмитрия и освободит их из тюрьмы. Она действительно немного побудет на свободе, тогда как её сына по велению его дяди Василия арестуют и снова препроводят в темницу как только он покинет покои умирающего деда.

Елена Волошанка, следы которой в нашей истории так тщательно "затирали" со времён Софьи Палеолог, умерла в темнице 18 января 1505 года, а спустя 4 года в 1509 году, уже в правление Василия Третьего, "в нужи, в тюрме" умер внук Ивана Третьего - Дмитрий. По словам Герберштейна:

"Одни полагают, что он погиб от голода и холода, другие - что он задохнулся от дыма".

Её похоронили у северной стены Вознесенского собора Воскресенского монастыря в Кремле. Могила её находилась в проходе, без надгробного памятника, чтобы её попирали ногами все, кто вступит на пол собора. Так что её наказание, начавшееся с суда над ней и помещения её в тюрьму, не закончилось и в посмертии. Достойна ли была она такого - судите сами. Как по мне, так это всего лишь месть взошедшего на престол сына княгини Софьи Фоминичны Василия III, таким постыдным образом отыгравшемся на сопернице своей матери. Её останки в 1929 году перед разрушением Воскресенского женского монастыря были перенесли в подвальную палату Архангельского собора.

Некоторое время назад внезапно в сети стали появляться статьи, в которых князь Тверской Иван Молодой и его жена Елена Волошанка стали отождествляться со сказочными Иваном-царевичем и Еленой Прекрасной... Бог судья тем, кто пытается поддержать эту легенду, хотя судя по историческим источникам эту княжескую пару действительно уважали и любили. Принимая во внимание все то немногое, что скоротечное время бережно сохранило для нас о ней, можно с полной уверенностью заявить, что княгиня Елена Стефановна(Волошанка) была женщиной исключительной и, находясь в самом центре политической, культурной и интеллектуальной жизни Древней Руси, занимала в ней далеко не последнее место. Иначе зачем вымарывать её имя из нашей истории?

Кстати, брак Елены Стефановны отозвался в русской генеалогии одной очень интересной связью: к её брату Ивану (в документах той поры - Иван Вечин) предание возводит происхождение дворянского рода Рахманиновых, давшего России и миру великого композитора. Вот так-то!