У бесчелюстных остракодерм, которые бороздили ордовикские и силурийские моря, уже в середине силура появились более продвинутые конкуренты - плакодермы. Скорее всего (но не точно!), плакодермы появились в результате эволюционного развития какой-то продвинутой группы остракодерм.
Ранние плакодермы были очень похожи на своих предков (или двоюродных родственников). Те же яйца - только в профиль. Тот же костяной панцирь, защищающий голову и переднюю часть туловища, и покрытый сверху "жёсткой" кожей или чешуёй. Тот же хвостовой плавник с большим развитием нижнего луча. Те же боковые жёсткие плавники (жёсткие стабилизаторы, а не движители и не стабилизаторы маневренные).
Но были, конечно, и различия. Даже у ранних плакодерм появились брюшные плавники - это зачатки будущих ног наземных позвоночных. Появился и спинной плавник. А самое главное - беззубый круглый рот остракодерм превратился в движущийся капкан, снабжённый сначала костяными режущими выростами, а потом и настоящими зубами.
Первоначальная версия, что челюсти плакодерм появились из преобразованных жаберных дуг, вполне подтверждаются последними исследованиями. Зубы, правда, получились далеко не сразу. Сначала их роль выполняли острые режущие края новоявленных челюстей. Но уже в начале девона плакодермы были вынуждены "вырастить" "настоящие" зубы, сложенные из той же плакодермовой чешуи (точь-в-точь, как у акул). Зачем им это понадобилось? Вроде и так никто в позднесилурийских морях не мог оказать сопротивления новым апекс-хищникам.
Да просто "рыбья" эволюция резко подстегнулась во второй половине силура и начале девона, породив эволюционных конкурентов плакодерм. С середины силура известны первые акантоды - первые рыбы, которые придумали плавники-движители. В конце силура в моря выплыли первые хрящевые рыбы - предки современных акул и скатов. А в начале девона появились первые лопастепёрые рыбы.
Все эти конкуренты (а, скорее всего, прямые потомки отдельных плакодермных ветвей) плакодерм были подвижны и зубасты. "Настоящим" плакодермам пришлось отрастить зубы и перейти в крупный размерный класс, чтобы избежать давления со стороны разной там родственной мелочи. "Мелочь" тоже начала расти, но до позднедевонского вымирания плакодермы удерживали ведущую роль в биоценозах силурийских и девонских морей.