Точно в назначенное время в 02.45.47. UTC со стартового комплекса LC-39B Центра космических полетов имени Кеннеди в штате Флорида в США, был выполнен 99-й пуск многоразовой транспортной космической системы Space Shuttle. В экипаж орбитальной ступени «Атлантис» вошли командир корабля Терренс Уилкатт, пилот Скотт Альтман и специалисты полета Эдвард Цан Лу, Ричард Мастраккио, Дэниел Бёрбанк, Юрий Маленченко и Борис Моруков. Им предстояло доставить на Международную космическую станцию оборудование для планового дооснащения российского Служебного модуля «Звезда» и расходные материалы для первой основной экспедиции, разгрузить грузовой корабль «Прогресс М1-3», провести ремонт и профилактику систем станции и подготовить ее к прибытию первой основной экспедиции.
В 13.32.00. UTC в результате маневра OMS-2 МТКК «Атлантис» был выведен на орбиту с наклонением 51,58 градуса, высотой 157,9х326,6 км. и периодом обращения 89,27 минут. Первый рабочий день на орбите для экипажа продолжался пять часов. Астронавты убрали аварийно-спасательные скафандры, активировали системы и подготовили корабль к орбитальному полету. Эдвард Лу и Ричард Мастраккио расконсервировали переходной туннель и модуль Spacehab. Дэниел Бербанк включил радиационный датчик – тканеэквивалентный пропорциональный счетчик ТЕРС, а Борис Моруков проверил биотехнологическую установку CGBA, где началось выращивание кристаллов протеинов. В 11.37.00. на 3-м витке Теренс Уилкатт и Скотт Альтман провели первую коррекцию орбиты NC1, подняв ее до высоты 281,8х330,3 км. С 12.46.00. экипаж отдыхал.
Через восемь часов сна был организован подъем экипажа. В 23.43.00. пилоты МТКК «Антлантис» провели маневр NС2, подняв орбиту корабля для формирования ее перед стыковкой со станцией. Затем астронавты проверили навигационные средства, используемые при сближении и стыковке. Проверка выявила отказ одного из двух звездных датчиков корабля. Ричард Мастраккио опробовал манипулятор шаттла и осмотрел с помощью телекамер RMS отсек полезной нагрузки шаттла. Эдвард Лу, Юрий Маленченко и Дэниел Бербанк собрали и проверили скафандры EMU для выхода в открытый космос, рабочие инструменты, подготовили шлюзовую камеру и выдвинули кольцо стыковочного устройства ODS в рабочее положение. Борис Моруков принес из модуля 45-литровые емкости CWC для воды и заполнил первые две из системы водоснабжения шаттла. Теренс Уилкатт и Эдвард Лу занимались дополнительными экспериментами. Скотт Альтманн и Борис Моруков установили велоэргометр на средней палубе корабля и выполнили первые занятия. Борис Моруков вновь проверил биотехнологический инкубатор CGBA и в течении дня вел фото- и видеосъемку работ экипажа. Вечером при попытке повторного включения звездный датчик также не работал.
Заключительный этап сближения и стыковки МТКК «Атлантис» были проведены на третий день полета. Маневры выполнялись по стандартной и уже отработанной схеме с одним исключением. На дальности 80 км. корабль пришлось развернуть на 90 градусов по крену, чтобы работающий звездный датчик на левом крыле увидел станцию, а затем развернуть обратно.
В 20.31.00. пилоты выполнили маневр NC4, а в 22.03.00. был начат перехват цели. С расстояния около 800 метров корабль пилотировал Теренс Уилкатт. Дэниел Бербанк и Эдвард Лу управляли стыковочным механизмом, остальные астронавты помогали вести измерения относительно положения объектов.
МТКК «Атлантис» подошел к станции снизу, обошел вокруг МКС на расстоянии 110 метров спереди и завис в 75 метрах сверху. После зависания на дальности 50 метров Теренс Уилкатт пошел на стыковку. В 00.51.25. произошло касание МТКК «Атлантис» к стыковочному агрегату на гермоадаптере РМА-2 Узлового модуля Unity. Андрогинные стыковочные агрегаты, разработанные и изготовленные РКК «Энергия», обеспечили механический захват, взаимное выравнивание комплекса и корабля и герметичность стыков соединяющих их переходных отсеков.
Масса комплекса СМ «Звезда» – ФГБ «Заря» - Узловой модуль Unity– ТГК «Прогресс М1-3» – МТКК «Атлантис» достигла 169 тонн. Параметры орбиты комплекса после стыковки составили: наклонение – 51,6 градуса, высота орбиты – 347,3х381,9 км., период обращения – 91,6 минут. Через час экипаж шаттла наддул стык между стыковочными агрегатами МТКК «Атлантис» и РМА-2, обеспечив тем самым герметичный переход.
Планировалось взять образец воздуха из УМ Unity, но из-за отказа аппаратуры этого сделать не удалось. Во второй половине дня давление в кабине шаттла было снижено до 530 мм.рт.ст., а Эдвард Лу, Юрий Маленченко и Дэниел Бербанк дышали кислородом из маски, готовясь к выходу в открытый космос. Последние четыре часа перед сном у астронавтов свободное время.
На следующий день после стыковки был запланирован выход в открытый космос без перехода астронавтов на станцию. После подъема в 18.46.00. экипаж в соответствии с графиком выполнил подготовку к внекорабельной деятельности и уже в 23.47.00. Эдвард Лу и Юрий Маленченко разгерметизировали шлюзовую камеру и перешли на автономное питание скафандров.
В 23.55.00. был открыт выходной люк шлюза и астронавты вышли в отсек полезной нагрузки шаттла. Переместившись вдоль борта они взяли инструмент из укладки SHOSS на платформе ICC. Затем Ричард Мастраккио, управляя корабельным манипулятором RMS, поднял астронавтов на высоту досягаемости манипулятора в 15 метров. Крайняя точка МКС отстоит от места досягаемости роботизированной руки на 43 метра и дальше Эдвард Лу и Юрий Маленченко пошли сами, неся на себе инструменты, укладки с оборудованием и катушки с кабелями.
Теренс Уилкатт и Борис Моруков вели съемку работы в космосе через иллюминаторы летной палубы шаттла, а Дэниел Бербанк руководил работой с заднего поста кабины МТКК «Атлантис».
В 00.59.00. астронавты подошли к стыковочной мишени на СМ «Звезда» и осмотрели полураскрывшуюся мишень. Эдвард Лу доложил, что пиросредства механизма развертывания сработали и штангу мишени ничего не удерживает. Получив разрешение ЦУП-М, он толкнул штангу и она тут же развернулась и встала на замок в штатное положение.
После работы с мишенью астронавты продолжили путь и поднялись до отметки 33 метра, к агрегатному отсеку СМ «Звезда». Здесь Юрий Маленченко и Эдвард Лу установили на поверхности рабочего отсека модуля рабочую площадку-«якорь» для фиксации ног астронавта. На нее взобрался Юрий Маленченко и смонтировал двухметровую штангу магнитометра СМ-8М, являющимся резервным датчиком системы ориентации МКС. Затем он перенес магнитометр на конец штанги.
Завершив установку магнитометра, астронавты приступили к следующей задаче – прокладке коммуникационных линий между модулями. Последовательно были проложены: четыре кабеля системы электропитания длиной 8,2 метра для передачи на СМ «Звезда» электрической мощности от будущих СБ Американского сегмента; два кабеля системы управления бортовым комплексом СУБК (предназначены для управления ориентацией СБ ФГБ «Заря» с борта СМ «Звезда») и два кабеля бортовой телевизионной сети длиной по 4,9 метра (для контроля стыковок грузовых кораблей к надирному стыковочному узлу ФГБ «Заря»); оптиковолоконный телеметрический кабель «Транзит-Б» длиной 6,1 метра, который будет использоваться для передачи на Землю данных с российских скафандров «Орлан» и ведения радиопереговоров при внекорабельной деятельности.
В 04.40.00. третья основная задача по прокладке кабелей между модулями ФГБ «Заря» и СМ «Звезда» была успешно выполнена. После этого астронавты вернулись на ФГБ «Заря», откуда их с помощью манипулятора RMS Роберт Мастраккио опустил в отсек полезной нагрузки корабля, откуда они и начали свою работу. Уложив инструменты в укладку SHOSS, Юрий Маленченко и Эдвард Лу вернулись в шлюзовую камеру МТКК «Атлантис». В 06.01.00. астронавты переключились на бортовое питание и выход был окончен.
Пока космические монтажники еще шлюзовались и выходили из скафандров, пилоты корабля Теренс Уилкатт и Скотт Альтман начали первый подъем орбиты комплекса двигателями МТКК «Атлантис». Вследствие ограничений на динамику комплекса коррекция проводилась в импульсном режиме, 36 отдельных включений двигателей корабля на протяжении часа. В результате высота орбиты увеличилась до 354,6х373,4 км.
Статья подготовлена по материалам РКК «Энергия», ЦПК им. Ю.А. Гагарина, ЦНИИмаш, NASA, spacefacts, astronote, журнала «Новости космонавтики»
#Космос #МКС #Космонавтика #Пилотируемые_полеты #Байконур #научные_исследования #астронавт #космонавт #NASA #Роскосмос