Найти в Дзене

Могучая кучка

Оглавление

Другие названия «Могучей кучки»:

  • Бала́киревский кружо́к (Милий Балакирев создал кружок),
  • Новая русская музыкальная школа (так себя называли участники кружка),
  • Русская пятёрка (называли за границей).

Могучая кучка – это творческое содружество русских композиторов, сложившееся в Санкт-Петербурге в конце 1850-х — начале 1860-х годов.

Идейным вдохновителем и консультантом кружка был художественный критик и литератор Владимир Стасов. Он и дал ему название «Могучая кучка». В мае 1867 критик написал в рецензии:

«...сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза стала крылатой — и членов музыкального сообщества стали именовать, как «кучкисты».
А. В. Михайлов. «Могучая кучка. Балакиревский кружок»
А. В. Михайлов. «Могучая кучка. Балакиревский кружок»

Участники «Могучей кучки»:

  1. Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910),
  2. Модест Петрович Мусоргский (1839—1881),
  3. Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887),
  4. Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908),
  5. Цезарь Антонович Кюи (1835—1918).
Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910)
Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910)
Модест Петрович Мусоргский (1839—1881)
Модест Петрович Мусоргский (1839—1881)
Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)
Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)
Цезарь Антонович Кюи (1835—1918)
Цезарь Антонович Кюи (1835—1918)

М. И. Глинка - основоположник «Русской оперы»

Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки.

Михаил Глинка написал первую национальную русскую оперу — «Жизнь за царя», стал одним из основоположников русского романса и придумал, как можно совместить разные ритмы в одном произведении. На постановки композитора ходила императорская семья, а талант высоко оценивали современники Василий Жуковский и Александр Пушкин. Критик Владимир Стасов писал: «Во многих отношениях Глинка имеет в русской музыке такое же значение, как Пушкин в русской поэзии. Оба — великие таланты <…>, оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой — в музыке».
Михаил Иванович Глинка (1804-1857 гг.)
Михаил Иванович Глинка (1804-1857 гг.)

Идея народничества

В основе творчества композиторов «Могучей кучки» лежала идея народничества. Композиторы-кучкисты стремились отойти от канонов европейской музыки, чтобы создавать музыку национальную, передающую русский дух и характер. Она должна была быть радикально новой по форме (основанной на традиции народной песни, славянском фольклоре) и по содержанию (отражающей жизнь народа, его убеждения и переживания).

Кучкисты исследовали фольклор, вдохновлялись эпосом, сказками и национальными историями и использовали народные песни в своих сочинениях.

Участники кружка организовывали целые музыкальные экспедиции. Так, Балакирев из поездки по Волге с поэтом Николаем Щербиной в 1860 году привез материал, ставший основой целого сборника — «40 русских народных песен».

Напоминаю, что XIX век - это эпоха романтизма. Одной из особенностей романтизма - использование народных мотивов. К народным мотивам обращались композиторы из разных стран: Франция, Англия, Австрия, Испания...

А. С. Даргомыжский - речитативы в музыке

На ряду с творчеством М. Глинки кучкисты вдохновлялись творчеством А. Даргомыжского. Опера Даргомыжского «Каменный гость» оказала большое влияние на развитие русской оперы. В опере нет ни арий, ни ансамблей (не считая двух небольших вставных романсов Лауры), она целиком построена на «мелодических речитативах» и декламации, положенной на музыку.

Я не намерен снизводить ...музыку до забавы. Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды. (А. Даргомыжский)
Александр Сергеевич Даргомы́жский (1813-1869 гг.)
Александр Сергеевич Даргомы́жский (1813-1869 гг.)

Общее

  • Никто из композиторов кружка не учился в консерватории: их тогда еще не существовало (только стали зарождаться). Музыка не являлась про­фессией участников кружка. Александр Бородин был извест­ным медиком и химиком; Цезарь Кюи — военным инженером, чьи труды по форти­фи­кации актуальны до сих пор; Римский-Корсаков и Мусоргский получили военное образование и некоторое время работали по профессии; гардемарин Римский-Корсаков три года служил на флоте: участвовал в экспе­диции, совер­шившей плавание к берегам Северной Америки; Мусоргский служил в изве­стном Преображенском гвардейском полку, после — в государст­венных учреждениях.
  • Балакиревцы хотели сделать музыкальные знания доступными для всех сословий и вели общественно-просветительскую работу. В 1862 году они с помощью хормейстера Гавриила Ломакина открыли Бесплатную музыкальную школу.
  • Уже к концу 1870-х — началу 1880-х годов творчество композиторов стало популярно, причем не только на родине, но и за рубежом. Там кружок называли «Русской пятеркой». Поклонником и другом кучкистов был Ференц Лист.
  • В 70-е годы ХIХ века «Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить. Как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школою, но
«общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались»: в классах Петербургской консерватории вместе с Римским-Корсаковым и в работе последователей — русских композиторов ХХ века.

П. И. Чайковский - иной взгляд

Собрания балакиревского кружка протекали всегда в оживлённой творческой атмосфере. Члены этого кружка часто встречались с писателями Д. В. Григоровичем, А. Ф. Писемским, И. С. Тургеневым, художником И. Е. Репиным, скульптором М. М. Антокольским. Тесные, хотя и далеко не всегда крепкие связи были и с Петром Ильичом Чайковским.

Чайковский не соглашался с «антиевропейской» позицией кучкистов. Композитор отмечал, что русская музыка «фатально идет» вслед за европейской, «против fatum’a ничего не поделаешь», «ведь историю переде­лать нельзя, и уж если мы фатально попали благодаря Петру Великому в хвост Европы, то так навсегда в ней и останемся».

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)
Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)

Про желание кучкистов совершить художественную революцию и обогнать Европу Чайковский говорил:

«Все новейшие петербургские композиторы народ очень талантливый, но все они до мозга костей заражены самым ужасным само­мнением и чисто дилетантскою уверенностью в своем превосходстве над всем остальным музыкальным миром».

Сам Чайковский также мечтал о блестящем будущем русской му­зы­ки, которая смогла бы пусть и не обогнать, но хотя бы встать вровень с со­вре­менным европейским искус­ством. Как и многие, он верил в скрытые колос­сальные возможности и таланты русских людей, которые нужно правильным образом использовать и развивать.

Вслед за европейскими романтиками Чайковский считал, что содержание му­зыкального искусства должно быть связано с передачей внутренней жизни человека. Он хотел создавать универсальное, космополитичное искусство. Человек и человеческие судьбы, любовь и предательство, борьба с фатумом, настоящие «живые люди, чувствующие так же, как и я», являлись сутью его произведений. Симфония «Манфред», увертюра-фантазия «Ромео и Джульет­та», оперы «Евгений Онегин» и «Пиковая дама» — все эти произведения отра­жали психологические конфликты человека, происходящие вне исторического времени и национальных барьеров.

Музыкальная подборка

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)

«Снегурочка»

◼️ Ария Снегурочки (С подружками по ягоду ходить...) - https://youtu.be/MSJYUXr4xEI

◼️ 3-я песня Леля ("Туча со громом сговаривалась...") - https://youtu.be/0peP2MQTSwU

◼️ Полная опера (Мариинский театр) - https://youtu.be/EQFxChCiRtg

◼️ Мультфильм (1 час) - https://youtu.be/5ktH1fcSNUw

«Царская невеста»

◼️ Увертюра (вступление) - https://youtu.be/5C_uJ83Rt6I

◼️ Ария Марфы - https://youtu.be/5wm7XybJ-e0

◼️ Полна опера - https://youtu.be/KsCLzxr0-PE

Советую почитать:

https://arzamas.academy/materials/1375

https://soundtimes.ru/muzykalnaya-shkatulka/iz-zhizni-muzykantov/moguchaya-kuchka

Что можно дополнительно послушать:

Милий Алексеевич Балакирев (1837—1910)

  • симфоническая картина на темы трех русских песен «1000 лет» (1864; во 2-й ред. — «Русь», 1887),
  • «Чешская увертюра» (1867),
  • восточная фантазия для фортепиано «Исламей»
  • (1869), симфоническая поэма «Тамара»,

Модест Петрович Мусоргский (1839—1881)

  • опера «Борис Годунов»,
  • опера «Хованщина»

Александр Порфирьевич Бородин (1833—1887)

  • опера «Князь Игорь»

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844—1908)

  • опера «Снегурочка»,
  • опера «Царская невеста»,
  • опера «Псковитянка»

Цезарь Антонович Кюи (1835—1918)

  • «Кавказский пленник»,
  • «Вильям Ратклиф»

Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

  • опера «Руслан и Людмила»
  • опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»)
  • фантазия «Камаринская»

Александр Сергеевич Даргомы́жский (1813-1869)

  • «Каменный гость»

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893)

  • балет «Щелкунчик»,
  • балет «Спящая красавица»,
  • балет «Лебединое озеро».

Источники:

https://www.culture.ru/persons/8279/mikhail-glinka

https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/moguchaya-kuchka/

https://www.belcanto.ru/kuchka.html

https://www.classicalmusicnews.ru/articles/mighty-handful-10-facts/

https://arzamas.academy/materials/1375

https://artforintrovert.ru/tpost/2fnuyp5vd1-kem-bila-moguchaya-kuchka

https://www.belcanto.ru/darg.html