Где-то в начале 2000-ых в российской милиции можно было наблюдать любопытную тенденцию, призванную (по мнению руководства) повысить результативность служебной деятельности дежурных нарядов.
Представьте себе такую картину. Отработавшие смену наряды ППС и ДПС прибывают в ОВД для сдачи оружия, но дежурный от них «нос воротит», ссылаясь на указание начальника: не принимать, пока не будут достигнуты установленные «плановые показатели». И приходится нарядам с ПМ на руках в течение двух-трёх часов аврально «добивать» недостающие позиции.
Нередко подобное происходило и с СОГ, когда после «разбора полётов» уставшую группу в полном составе начальник оставлял дорабатывать суточные материалы (это в лучшем случае) или нарабатывать новые, перспективные. При этом табельное оружие выступало надёжной гарантией того, что никто из них не покинет служебные пенаты…
Да и участковых, если с показателями в течение рабочего дня было туго, могли оставить до утра выправлять ситуацию. Тут, правда, здравомыслие возобладало и ПМ у них изымалось. От греха подальше...
Насколько мне известно (если судить по полемике сотрудников в соцсетях), подобная практика выдавливания «палок» встречается и поныне. Не будем лишний раз говорить, что применение для оценки деятельности нарядов исключительно количественных критериев, а также установление для них со стороны вышестоящих должностных лиц плановых показателей по выявлению преступлений или административных правонарушений не допускается. Речь идёт о манипулировании сотрудниками посредством (только вдумайтесь!) их табельного оружия.
«Разумные» начальники поступают более гибко: у них подчинённые сначала «сдаются» и лишь потом топают на доработку материалов. И им наплевать на то, что безоружный сотрудник в случае возникновения какой-нибудь заварухи подвержен риску получить увечье и даже погибнуть (ибо противопоставить нападению на него он может лишь физическую силу да быстрые ноги). Начальство в таком случае всегда найдёт способ отвертеться: мол, это собственная инициатива сотрудника, никто его не посылал туда в свободное от службы время в форменной одежде и без оружия.
Конечно, поначалу было много недовольных подобной практикой, не согласных выполнять волюнтаристские прихоти руководства. Таких учили иными способами: к примеру, заставляли по несколько часов чистить табельное оружие, всякий раз отыскивая в пистолете пылинки и соринки, или переоформлять собранные материалы, находя в них всевозможные недочёты. Как правило, срабатывало, и народ становился сговорчивее…
Были прецеденты, когда несогласные с подобным «воспитательным форматом» покидали с табельным оружием стены отдела и спокойно уходили с ним домой - позавтракать, привести себя в порядок и т.п. А спустя 3-4 часа возвращались обратно в ОВД. Разумеется, ни с чем. Проведя очередную накачку, вольно-невольно начальство было вынуждено давать команду дежурному принять от них оружие…
Следует заметить, что для начальства и дежурного ОВД сама по себе ситуация с задержкой сдачи оружия всегда была темой очень скользкой. Одно дело, когда сотрудников «динамили» в отделе (где они находились под контролем), и совсем иное - когда тех выгоняли с оружием на улицу, не будучи уверенными в их адекватности после напряжённого дежурства и полученной взбучки.
При любом раскладе налицо самоуправство руководства, поскольку порядок выдачи, ношения и хранения табельного огнестрельного оружия регулируется МВД, и в нём подобный формат не предусмотрен. В частности, Инструкция по организации снабжения, хранения, учёта, выдачи и обеспечения сохранности вооружения и боеприпасов в органах внутренних дел Российской Федерации (утверждена приказом МВД России от 12.01.2009 № 13) запрещает пользование оружием сотрудникам, не имеющим права постоянного ношения оружия, во внеслужебное время.
То есть, ношение табельного оружия ограничено рамками служебного времени. А таковое устанавливается графиком, в котором указываются дни и часы (смены) несения службы каждым сотрудником. К тому же, служебное время определяется нахождением нарядов (сотрудников) в оперативном подчинении дежурного по ОМВД. Прибыв же на подведение итогов, на котором вас распекают за плохие количественные показатели, вы однозначно выходите из его оперативного подчинения…
Кроме того, здесь явно нарушается порядок привлечения сотрудников к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (приказ МВД России от 19 октября 2012 г. № 961), поскольку для этого должен иметься соответствующий приказ начальника ОМВД, который доводится до сведения сотрудника под расписку. Вот и выходит, что без письменного приказа оставить вас на работе сверхурочно за «плохие результаты» ну никак нельзя! Разумеется, кроме безотлагательных случаев, как то - резкое осложнение оперативной обстановки, массовые беспорядки и т.д.
Отсюда вывод: налицо состав дисциплинарного проступка как для принявшего такое незаконное решение (начальник ОМВД, ответственный от руководства), так и для дежурного - отказом в приёме оружия эти должностные лица создают предпосылки для его использования во внеслужебное время.
Смею вас уверить: в советской милиции подобное было просто невозможно! Помню, как однажды, когда один из постовых не прибыл после окончания службы для сдачи ПМ, весь ОВД был поставлен на уши. А уж после того, как молодой инспектор в помещении ОДН с его помощью свёл счёты с жизнью, любая задержка более чем на полчаса стала считаться ЧП...
Вот кому не позавидуешь в этой ситуации, так это дежурному ОМВД, оказавшемуся в известном положении «между Сциллой и Харибдой»: будучи вынужденным выполнять указание начальника ОВД и понимая одновременно его незаконность, он не может не осознавать возможные последствия. И, случись что, все последующие доводы о том, что он «птица подневольная», будут малоубедительными - отвечать придётся в равной степени вместе с начальником.
Как бороться с подобным самодурством начальства (если оно продолжает иметь место), большинство представляет с трудом. Единственным выходом из ситуации представляется аудио-видеозапись факта отказа в приёме оружия. Которую можно потом предъявить прокурору или вышестоящему начальству (это если пойти по цивилизованному пути) или же смело предаться отдыху, а вся ответственность за своевременно несданное в КХО оружие ляжет на должностных лиц, отказавших в приёме. Но это уже авантюрный способ, и здесь главное - не стоит забывать о мерах по сохранности оставленного на руках табельного ПМ, так как его утрата повлечёт за собой привлечение сотрудника к уголовной ответственности.
А было ли подобное в вашу милицейско-полицейскую бытность? И как вы с этим боролись?
Читайте мои последние публикации на канале:
Подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!