В этом обзоре я знакомлю Вас с содержанием книги и своими мыслями по теме. С частью 5 можно познакомиться здесь. А теперь перехожу к основным мыслям следующих глав книги.
Седьмая глава: "С 7 до 12 (На пути в большой мир")
Маленький человек начинает путь в большой мир. С ощущением прочного тыла (дом и семья), с внутренним родителем в сердце и ранцем за спиной. Ему все интересно: как в двухлетнем возрасте, без устали, с полной самоотдачей, он готов все попробовать и изучить, и может проводить часы за интересным занятием.
Если взрослые рассматривают учебу как инвестицию в будущее, то десятилетка учится, чтобы узнать и понять, выйти победителем.
И, если с привязанностью все хорошо, то ребенок не задумывается об этом, как рыба не замечает воды, если ее достаточно. Это возраст “радостного старта жизни в большом мире”.
Только существует одно препятствие - школа.
На сцене жизни семилетки должно появиться новое лицо - Наставник. Которого любят и которому поклоняются; который обучает и контролирует, помогая и поддерживая.
Нужна учеба как особая, отдельная деятельность и отношения учитель-ученик как особые, очень важные в жизни отношения, сопоставимые по значению с отношениями привязанности, дружбы или любви.
Родителям нужно дарить ребенку любовь безусловную, не оценочную, роль родителей - в поддержке и заботе. Отношения Наставник - ребенок - это тоже отношения привязанности, только Наставник учит ребенка ставить и достигать цели, преодолевать себя, он всегда немножко Супермен (или Супервумен), и, чтобы добиться его похвалы, надо очень постараться.
Если в жизни вашего ребенка есть такой человек, это здорово! И этот учитель, его характер и привычки могут оказать решающее значение для будущего Ваших детей.
Я на всю жизнь запомнила молодую учительницу истории, которая только год проработала в нашей школе, а я училась в старших классах. Она любила живопись, вела с нами, сельскими детьми, интересные разговоры и запомнилась мне на всю жизнь… Я даже спустя много лет пыталась разыскать ее во Львове, но безуспешно…
Благодарю судьбу за то, что и я смогла быть для некоторой части моих бывших учеников Наставником, я это точно знаю. И ощущаю поддержку и любовь от моих учеников...
Если в учебном процессе школы у Вашего ребенка нет отношений Наставник - Ученик, то учеба превращается в пытку.
В “древние” времена общины для обучения детей выделяли самых лучших и харизматичных. Людмила Владимировна показывает нам типы современных учителей: у некоторых “проваливается” доминантная роль (они говорят о низкой зарплате, своей усталости и трудных детях); другим трудно “заботиться” (они придирчивы, не дают проявить инициативу, нетерпимы к шалостям и невнимательности, жестоки). Если проседают оба фактора, таких учителей дети часто ненавидят.
Конечно, в школах работают и учителя по призванию: о них с восторгом говорят дети, к ним с радостью идут на уроки, о них помнят всю жизнь.
Но им слишком трудно в нашей системе образования, где главенствует отчетность и мало свободы для творчества.
Учительница в прошлом году часто жаловалась моей дочери на “плохое” поведение десятилетнего внука на уроках, я ей советовала: не защищай сына, не становись на сторону учителя, все выслушивай, говори, что дома мы обсудим эту ситуацию. Мы хвалили Никиту за достойные и независимые ответы на этих “разборках” (я по телефону), обсуждали, как правильно поступать ему. И в этом году ему сменили школу, ситуация коренным образом изменилась в лучшую сторону.
Если Вы видите, что учитель не соответствует даже по минимуму роли Наставника, надо менять учителя или школу.
Родителям в такой ситуации приходится брать на себя чужую роль: проверять и контролировать. Надо бы просто помогать, как в любом другом деле. Но детям неинтересно учиться, родители становятся “надсмотрщиками”.
Кто-то мастерски с этим справляется: с ролями Родителя и Наставника одновременно, но у многих не получается. И проблему не решить на основе нотаций, уговоров и наказаний.
Получается, что развитие привязанности и взросления идут рывками: сначала - плато: наполнение новыми знаниями и умениями, кризис и переход на новый уровень, затем все повторяется, и ребенок подходит к последнему кризису, который не заметить невозможно.
Восьмая глава: "От 12 до 15 (Подросток: прыжок через пропасть)"
Стремительный рост, гормональная перестройка, неумение контролировать эмоции - все проявляется сразу.
Внутренние органы не поспевают за ростом конечностей, ослабляется иммунная система, могут обостриться хронические заболевания, возникают сонливость и быстрая утомляемость. Настроение и самочувствие меняются без видимых причин, агрессивное поведение резко переходит в апатию, резкий негативизм.
Этот период очень похож на кризис трехлетнего возраста. Физиологическая перестройка сопровождается внутренней: меняется мышление, осознание себя как личности, осознание права делать свой выбор.
Трехлетка после кризиса удаляется от мамы на расстояние, держа ее в поле зрения, подросток готовится к самостоятельной жизни, уходу из семьи. И начинает действовать не как сам думает, главное: не так, “как советуют родители”.
Родительский авторитет в этом устремлении к самостоятельности стремительно падает, подросток вдруг видит, что он и его родители - совершенно разные люди. И, если в это время родители начинают его “воспитывать”, происходит полный разлад.
А он остро переживает конфликты, прячась за равнодушием и не знает, как исправить ситуацию.
Психологи проводили параллельный опрос родителей и подростков.
Вопрос родителям: “Как Вы думаете, чего больше всего хотели бы от Вас Ваши дети?”
Самый частый ответ: “Чтобы дали им денег и отстали”.
На вопрос подросткам: “Чего бы Вы больше всего хотели от своих родителей?” самый частый ответ: “Чтобы они проводили с нами больше времени”.
Людмила Владимировна предлагает родителям подростка заниматься собой и своей жизнью и понимать, что и “это пройдет”.
Этот переходный период усложняется еще тем, что в современном обществе удлиняется разрыв во времени между биологической зрелостью и социальной. И, чем более развито общество, тем этот разрыв больше.
Подросток уже не ребенок, от него ждут ответственности и осмысленности действий, но у него нет и свободы распоряжаться своей жизнью. Он отчитывается перед родителями, его жизнь контролируется, и он понимает, что зависит от родителей материально и морально. И всеми силами стремится уйти от родительской опеки.
Автор предлагает “всегда, когда возможно, пусть он будет самостоятельным”. И, если жизнь ставит условия, когда необходимо продлить зависимое положение, значит, надо продлевать и приятные стороны общения.
Мне нравится такая рекомендация: если Ваш подросток лежит на кровати и просит принести ему мороженое, вместо того, чтобы сказать: “Чего разлегся? Сходи и возьми сам!”, принесите ему мороженое в постель. Здесь есть тонкий подтекст...
Главное внимание детей, начиная лет с десяти, переносится на общение со сверстниками. Потребность подросткового возраста - испытание себя: понять, что ты можешь, на что способен. Отсюда идет и стремление к тайным обществам, страсть к приключениям.
У подростка обязательно должна быть своя компания, со своими правилами и ритуалами, общими традициями и кумирами. На этом этапе ему важно быть “как все”. Это необходимая часть пути к обретению личной индивидуальности.
В этом возрасте начинается познание себя, которое продолжается всю жизнь. Которое может сопровождаться яркими переживаниями и метаниями в противоположности: от ощущения гениальности до полного ничтожества. Он познает и открывает новый мир, иногда злой и жестокий, чаще радостный и удивительный. Приобретает свой, уникальный опыт дружбы и предательства, любви и разлуки, провала и преодоления.
От родителей ему нужна теперь ТОЛЬКО ЛЮБОВЬ и ПОДДЕРЖКА, воспитывать поздно. Он должен отвечать за себя сам. Детство ушло.
Окончание здесь.