Что нужно российской экономике, чтобы обрести уверенность в завтрашнем дне? Эксперты Царьграда назвали несколько вещей. Во-первых, инвестиции в производство. Во-вторых, трудовые кадры в нужных объёмах. Но самое главное — вернуться к стратегическому планированию государственной экономики. Это то, без чего невозможно экономическое благополучие России.
В ЕС обозначили сумму, для финансирования киевского режима.
Так, по словам бельгийского премьер-министра Александра Де Кро, Бельгия очень вовлечена в этот вопрос, так как 90% замороженных активов находятся в этой стране.
Мы сконцентрированы на сверхприбыли. Речь идёт о сумме в размере трёх миллиардов евро в год, которая могла быть получена. Метод получения этих денег должен быть юридически стабильным,
— заявил Де Кро.
Ведущий "Первого русского" Никита Комаров подчеркнул, что три миллиарда евро в год — это весьма существенная сумма. Он уточнил, что речь идёт не о золотовалютных резервах, а о средствах резидентов из России, которые вложили свои деньги в иностранные ценные бумаги, например в покупку зарубежных акций через евроклир, облигаций европейских государств, корпоративных облигаций компаний.
Тем не менее политика Центробанка всё равно вызывает вопросы. И, на мой взгляд, она в том числе привела к тому, что нашего врага будут финансировать на наши же деньги,
— сказал он.
Ведущий обсудил эту тему с экспертами – завкафедрой стратегического планирования и экономической политики МГУ им. М.В. Ломоносова доктором экономических наук Еленой Ведутой и председателем Совета по финансово-промышленной и инвестиционной политике Торгово-промышленной палаты России Владимиром Гамзой в программе "Царьград. Главное".
Нужны экономические решения
Владимир Гамза в беседе с Царьградом отметил, что за последние тридцать лет около 1,8 триллиона долларов ушло из России в виде прямых инвестиций в европейские компании, а пришло 1,2 триллиона долларов через европейские и американские инвестиции. То есть в общем объёме финансовых инвестиций, пришедших из Европы и США в Россию, равен примерно той же сумме, которая находится за рубежом.
Поэтому, принимая такое решение, ЕС рискует, что мы поступим ровно симметрично, используя все их финансовые активы, чтобы зарабатывать здесь, а не платить им дивиденды. Но, на мой взгляд, овчинка не стоит выделки. Три миллиарда евро в год по сравнению с теми возможными потерями бизнеса при заморозке иностранных активов в России… Потери будут в десятки раз выше,
— сказал эксперт.
Гамза подчеркнул, что любая политика строится на решении экономических задач прежде всего. И если правительство с этим эффективно справляется, то у него есть шанс переизбраться и получить поддержку электората. А если нет, то будет так, как и с британским премьер-министром Лиз Трасс, которая подала в отставку после 50 дней после своего вступления в должность. И это был самый короткий срок нахождения у власти премьер-министра в Британии.
Не просто короткий, а кратчайший срок. И это закончилось именно потому, что она стала принимать совершенно неадекватные экономические решения,
— подчеркнул Гамза.
Запад обманул Украину
Ещё один эксперт Царьграда Елена Ведута ответила на вопрос, можно ли о чём-то договориться с представителями ЕС, достичь каких-либо конкретных результатов по замороженным активам или они опять обманут.
У них это уже такая линия поведения, они нас всё время пытаются обманывать, как я вижу. Потом, вы знаете, заморозка наших средств и попытка отдать их Украине — это, к сожалению, не восстановит экономику Украины. Запад очень много рисовал всякой валюты, которую мы радостно брали, а взамен отправляли туда материальные ресурсы. Но за этой валютой Запада нет никаких реально произведённых машин, станков, которые были бы нужны нам для развития,
— сказала она.
Те замороженные средства, которые Запад обещал отдать Украине, бесполезны по причине высокой инфляции, пояснила Елена Ведута. В основном это фиктивный капитал, за которым ничего не стоит. Реальные инвестиции, по её словам, были, когда в обмен на западную валюту приходили станки, инструменты, которые можно было использовать для развития экономики.
Они сами прекрасно понимают, что никакую экономику на Украине не смогут восстановить. Если кто это и может сделать, то только Россия совместно с Украиной. Потому что мы в любом случае будем стараться что-то построить, развивать инфраструктуру, воссоздавать эти заводы. Это будут реальные инвестиции в реальный сектор. А то, что они заморозили и теперь грозятся… Это пустое,
— отметила эксперт.
Она подчеркнула, что это чисто политический шаг со стороны Запада. Потому что для развития экономики надо ею заниматься, "а не рисовать деньги".
Нужно вернуться к госплану
Как заметил ведущий Никита Комаров, эксперты оценивают общие объёмы средств на счетах нерезидентов типа "С" в полтора триллиона рублей. По их словам, эти деньги находятся в управлении Агентства по страхованию вкладов. Фактически просто лежат на банковских счетах. Он предположил, что, возможно, их можно было бы направить на инвестирование реального сектора экономики и проектного финансирования. Владимир Гамза ответил, что кредитные организации совершенно спокойно могут эти средства использовать. Понятно, что не в долгосрочном, а в краткосрочном варианте, уточнил он. Но российские банки и клиентские организации вполне могут на этом зарабатывать.
Вы знаете, это вот такая цифра, она всех почему-то расхолаживает: вот, у нас структурный профицит полтора триллиона. Но на самом деле это ни о чём. Для подъёма промышленности и восстановления индустриального потенциала, который был ещё в Советской России, нам нужно в год около 10 триллионов прямых инвестиций в качестве основного капитала <…> Кроме того, объём инвестиций, используемых для роста основного капитала, должен ежегодно увеличиваться от 5 до 10 триллионов. Чтобы сохранить высокий уровень, нужно 5 триллионов. А чтобы развиваться опережающими темпами — 10 триллионов дополнительных инвестиций,
— пояснил эксперт.
Елена Ведута, комментируя сказанное коллегой, отметила, что можно было бы, наверное, предъявить нерезидентам средства, которые хранятся на этих счетах, и закупить на них необходимое оборудование, сырьё для развития реального сектора экономики. Но в условиях санкций это вряд ли получится.
У нас висят лишние нарисованные бумажки. Мы считаем, что можем к ним добавить ещё, уже нарисованные нами, и у нас заработают инвестиции в реальном секторе экономики. Так вот, этого не будет. Чтобы они заработали, надо чтобы в течение этого года производились соответствующие дополнительные мощности, дополнительное сырьё, которое может быть запущено в следующем году. Чтобы получить дополнительный выпуск продукции. Это и есть реальные инвестиции. А от того, что мы будем просто деньги кидать по принципу Буратино, надеясь, что вырастет золотое дерево, ничего не изменится,
— сказала учёный.
По её словам, мы столкнулись с очень сложной системной задачей, которая, однако, решаема. И её надо решать. Необходимо возвращаться к стратегическому государственному планированию. А деньги — кидай, не кидай, всё съест инфляция.