Найти в Дзене

Фильм «Черный лебедь»

Что может случиться, если слишком усиленно стремиться к совершенству? Если такой гиперболизированный перфекционизм вкупе с жёстким самоконтролем ещё и "приправлен" внутренними запретами на желания и собственные потребности - то тут и до безумия недалеко! Именно это и показано в фильме "Чёрный лебедь" с Натали Портман в главной роли.

Нина - балерина, живёт с авторитарной матерью, которая относится к дочери как к ребёнку и всячески контролирует её жизнь. В начале театрального сезона художественный руководитель и главный хореограф Тома Лерой объявляет о том, что будет ставиться: "Лебединое озеро". Постановка будет не вполне классической, а с небольшими нововведениями. И королеву лебедей (белого лебедя Одетту), и её антипод: черного лебедя Одиллию - должна исполнить одна и та же балерина.

Одетта - прекрасная принцесса, которую злой волшебник превратил в белого лебедя. Одетта влюблена в принца Зигфрида, и его любовь должна расколдовать Одетту и превратить её обратно в прекрасную девушку. Но дочь злого волшебника превращается в чёрного лебедя, притворяется Одеттой, предстаёт перед Зигфридом и соблазняет его. Одетта умирает...

Два диаметрально противоположных персонажа: непорочный, чистый белый лебедь и похотливый, коварный чёрный лебедь. Белого лебедя Нина исполняет превосходно. Это неудивительно, ведь Нина типичная "правильная девочка", безукоризненно отрабатывающая все движения и, как настоящая отличница, выполняющая на "пять с плюсом" всё, что ей скажут. Но как быть с чёрным лебедем? Тома Лерой говорит, что Нине не хватает естественности, страсти. "Посмотри на Лили, - говорит Лерой Нине про одну из балерин, - Её движения не идеальны, но какие они естественные, раскрепощённые! И это завораживает". В конце концов Лерой назначает-таки Нину на главную роль. И с этого момента для балерины начинается самое сложное. Она старается изо всех сил хорошо исполнить партию чёрного лебедя. Но беда в том, что надо бы не стараться, а "отпустить" себя. Лерой говорит Нине: "Единственный человек, мешающий тебе - это ты сама. Пора избавиться от него". Нина изо всех сил пытается "выйти" за рамки своей "правильности", перебороть саму себя. И это внутренне противоречие медленно, но верно доводит Нину до безумия.

В Нине мы видим типичный внутренний диалог меланхолика с холерическими чертами. Нина очень худая даже для балерины, что хатактерно для людей с меланхолическим темпераментом. Она упорно тренируется до кровавых мозолей на ногах. Нина настолько контролирует себя, что не может расслабиться даже наедине с самой собой. А при попытках перейти грань "дозволенного" у неё начинаются галлюцинации - включается сильное чувство вины. Позиция "Ты минус" как будто начинает наказывать её за то, что она перестала быть "хорошей девочкой".

Всю эту картину усугубляет мать Нины, выступая как бы "стражником" для внутренней нининой "милой девочки". Нина очень зависима от своей авторитарной мамы, и только под конец фильма девушка смогла взбунтовать и по-подростковому защитить от мамы свои личные границы. На премьере, перед тысячей зрителей, Нине удалось выпустить наружу своего "чёрного лебедя". "Совершенство, я познала совершенство" - говорит Нина в самом конце. А какой именно конец у этого фильма, вы можете узнать, если сами посмотрите эту красивую, где-то очень смелую, а где-то немного страшную картину.

Птицы
1138 интересуются