Помню, как в детстве меня поразила репродукция в учебнике, показывающая пленных наполеоновских солдат, бредущих в снегу под присмотром крестьян с вилами. Было видно, как им холодно и вообще плохо, но гораздо лучше, чем если бы они замерзли в этом снегу, так что была надежда на жизнь и дальнейшее освобождение. Зимний пейзаж замечательно передавал и мороз, и пронизывающий холодный ветер... Отличная картина, в общем.
Тогда я совсем не интересовался фамилией художника и уже взрослым узнал, что полотно написано в 1874 году Илларионом Прянишниковым, одним из самых плодовитых художников-передвижников.
Подписывайтесь на интереснейшие каналы моей жены: Лидия, неисправимый гуманитарий, а также Личное мнение о людях и событиях
Кстати, это полотно (оно называется «В 1812 году») Прянишников писал очень долго, чуть ли не десять лет, постоянно переделывая в поисках наибольшей выразительности. Представленная выше картина — это четвёртый вариант, и именно он хранится в Третьяковской галерее.
В 70-е годы XIX века художник находился на пике своей карьеры. Ему было за 30, он достиг зрелого мастерства, получил признание и был полон замыслов.
На выставке передвижников в 1871 году Прянишников показал картину «Порожняки», которая имела огромный успех. И зрители, и критика отмечали ее новаторство, умение художника соединить пейзаж и жанровый мотив и при этом выразить некую идею, заставить задуматься. Тут опять мы видим зиму в исполнении Прянишникова и мастерски переданное ощущение зябкости, бесприютности, какой-то бесконечной дороги невесть куда. Авторскую копию картины опять-таки приобрел Павел Третьяков.
Путь же самого Иллариона Прянишникова в искусство тоже был непрост. Он родился в небогатой купеческой семье, в 12 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, но не доучился там, был вынужден идти работать. Он вернулся в училище в 16 лет. Его талант был так очевиден, что юноше разрешили учиться бесплатно. А жил он у своего учителя Егора Яковлевича Васильева. В том же училище тогда учился и Василий Перов, ставший другом Иллариона.
Успешно окончив училище и даже обретя некоторую известность, молодые художники влились в ряды передвижников, чья идеология была им близка. И Прянишников, и Перов хотели в своем творчестве отображать российскую жизнь во всех ее проявлениях. Прянишников стоял у истоков Товарищества передвижных выставок.
До середины 70-х годов он описывал в своих картинах, в основном, московский быт, но затем обратился к более широкой теме.
С 1873 года Прянишников начал преподавать в своем родном училище, но также много ездил по России, в частности, полюбил русский север. Его картины из народной жизни показывают нелегкую жизнь простых людей. С большой симпатией художник изображал детей, в частности, деревенских мальчишек. Одна их таких картин перед вами.
А вот эта картина выбивается из обычной тематики Прянишникова. "На Лысой горе" — фантастический, вернее, сказочный сюжет, полный жутких и одновременно смешных персонажей, на которых удивленно, но без страха, смотрит стоящий на переднем плане старый казак. Это иллюстрация к повести Гоголя "Пропавшая грамота", которую Николай Ге, увидев карандашные наброски, порекомендовал исполнить в живописном варианте.
В 1891 году Илларион Прянишников узнал, что он болен туберкулезом. Тогда это был смертельный диагноз. Через три года художник умер.
Читайте еще на моем канале:
Мои впечатления о музее, напичканном шедеврами: Галерее Уффици
Поразительный подводный музей Муса в Мексике: хотелось бы там побывать?