Найти в Дзене
Буду блогер

Самый сложный язык после китайского, в нем всего три гласных

В Карачаево-Черкессии мы познакомились с абазинами. Вот вы знали, что их язык самый сложный после китайского? Мы – нет.

В абазинском алфавите около 70 букв, а звуков около ста. Причём это в основном согласные. Гласных исконно всего две (потом только чуть позже добавилась еще одна).

Я не представляла, как можно петь без гласных. Но абазины оказались очень музыкальными. Они поют и традиционные и современные песни. И получается очень певуче.

Если не начал изучать язык в семье с раннего детства, то вряд ли ты его сможешь освоить. Фонетика сложная, если не подготовить артикуляционный аппарат с малых лет, то потом будет невозможно произносить некоторые звуки.

Особенности произношения связаны с горной местностью, в которой всегда проживали абазины. В горах воздух разряженный и даже те, кто находится недалеко друг от друга, плохо слышат и различают слова. Но не абазины. Часть звуков «пробивает» горы, часть – лесной массив. Это не научная точка зрения, но очень логичная.

Сейчас у абазин есть несколько ступеней изучения языка: семья, детский сад, школа. А ещё в них построены Дом культуры, спортивный комплекс, созданы приложения на абазинском.

Как-то они решили сделать дубляж на абазинском мультфильма «Спирит». Отнеслись у этому очень серьезно, даже сделали перевод песен и записали их на студии.

А еще сняли первый художественный фильм на абазинском. Снимали его пять лет. Бюджет был маленький, но фильм оказался такого качества, что его оценили мэтры российского кинематографа.

Я решила прочитать несколько слов на абазинском и чуть не сломала язык. Решила, что перед тем, как начитывать текст в звуковой студии, буду отрабатывать на абазинских скороговорках. Хотя я вряд ли их смогу произнести.

Представители народа считают, что язык – это то, что нужно сохранить. Без языка теряются корни и самоидентификация народа. Поэтому и вкладываются в это. Многое уже сделано, а ещё больше предстоит.

Интервью с Муратом Гедуговым, сотрудником АНО «Алашара»
Интервью с Муратом Гедуговым, сотрудником АНО «Алашара»