Найти тему
Сокол-корабль

Повесть временных лет и русские былины.

Повесть временных лет – один из главных аутентичных источников информации о древней русской истории, который написан самими русскими. Конечно, многие историки оспаривают её достоверность, но причина этих сомнений кроется в том, что помимо того, что летопись является своего рода хроникой, она является ещё и красивейшим художественным и религиозным произведением.

Вся мировая история до нового времени построена на легендах.
Вся мировая история до нового времени построена на легендах.

История и народные легенды

В русских летописях причудливым образом переплетаются народные легенды, Библейские предания, истории, выдуманные самими книжками и переписчиками для обоснований прав и притязаний правящего рода. Всё это обрамляет идущие в хронологическом порядке даты и события древнерусской истории от сотворения мира и до 6625 года (то есть до 1117 года нашей эры).

Считается, что автором Повести является монах Нестор-летописец, такой же легендарный персонаж, как и многие герои летописи. Однако обилие источников, которые использует летопись, сильные различия в её художественных частях говорят о том, что над этой летописью трудился не один человек, а целый коллектив монахов, возможно даже в течении многих поколений.

Былины, народные предания, мифологические представления часто становятся частью ранних исторических источников. «Удревнением» своей истории с помощью фольклорных легенд славны все народы, которые смогли зафиксировать свою историю в письменных источниках. Вспомните хотя бы легенду о основании Рима близнецами Ромулом и Ремулом, которых вскормила волчица.

Однако рекордсменами по состариванию собственной историей являются китайцы – сами китайские историки утверждают, что их великой цивилизации, по меньшей мере, исполнилось уже пять тысяч лет. Их письменные источники, как раз таки построенные на легендах, говорят о древности в три с половиной тысячелетия. А вот археологические находки омолаживают Китай почти на тысячу лет.

Страница из Повести временных лет, описывающая поход князя Игоря на Византию.
Страница из Повести временных лет, описывающая поход князя Игоря на Византию.

Русский эпос и русская летопись

В общем, то, что народное творчество становится частью истории – общемировая норма. Поэтому не стоит ругать древних летописцев за искажение «истории», ведь они её видели именно такой.

А теперь рассмотрим несколько фрагментов из «Повести временных лет», которые попали в неё прямиком из русских былин и духовных стихов.

В летописи под годом 6453 (945 нашей эры), описывается мирный договор, заключенный между князем Игорем Рюриковичем и правителями Византии и Болгарии. Помимо перечисления имен послов, регалий князей, христианских обещаний вечного мира находится русская языческая клятва:

«Да не получат помощи от Перуна, да не защитятся они собственными щитами, и да погибнут от мечей своих, от стрел и от иного своего оружия, и да будут рабами (холопами) всю свою загробную жизнь»

Помимо противопоставления себя христианам (христиане – рабы Бога, а мы отказываемся быть рабами в загробной жизни), клятва содержит мифологическое колдовство. Так как сами русы уверенны в собственной клятве, она направлена на их противников – вы примете гибель от собственного оружия.

Этот мотив встречается и в русских былинах – богатырь Иван Годинович заговаривает стрелы своего недруга и те убивают собственного хозяина.

Русские богатыри любят стрелять из лука и заговаривать стрелы.
Русские богатыри любят стрелять из лука и заговаривать стрелы.

А в год 6488 (980) описывается сватовство Владимира Святославовича к Полоцкой княгине Рогнеде Рогволодовне. Рогнеда грубо отказала будущему князю всей Руси: «Не хочу разувать сына рабыни, но хочу стать женой Ярополка». В ответ на грубость Владимир уничтожил весь род Рогволода, а Рогнеду заполучил себе в качестве наложницы.

Этот момент почти напрямую цитируется в былине «Дунай Иванович сват», в которой богатырь Дунай светает литовскую королевну Апраксию и получает от неё схожий ответ:

«У вас стольный град да холопской дом,
А Владимир князь да сам холопище»

Конечно, летописец не присутствовал при тех событиях и не мог знать, что именно Рогнеда ответила Владимиру. И очень вероятно, что именно былина легла в основу этого фрагмента летописи.

Но есть и моменты, которые наоборот попали из летописи и книжных источников в народную традицию. Например, сюжет об убийстве Бориса и Глеба их братом Святополком Окаянным. Летопись описывает этот момент остро осуждая Святополка, который насылает убийц на своих братьев. Народный духовный стих же делает летописный сюжет по-русски эпичным: подлый Святополк лично убивает свих братьев, которых обманом заманил в своё логово:

Бориса-князя он мечем сколол,
Глебу-князю саблей голову срубил,
Бросил ихние тела пречистые,
Бросил он их во тёмные во леса,
Лесным зверям на пищу-то.

Богатырская борьба.
Богатырская борьба.

А следующие фрагменты из летописи встречаются в русских былинах особенно часто.

В былинах богатыри зачастую отбрасывают оружие и начинают бороться. В конце борьбы один богатырь садится поверх другого и достает нож, чтобы «
пластать груди белые, смотреть сердце ретивое». Вероятно, этот мотив пришел в былины из какого-то забытого мифологического сюжета. Точно таким же образом в «Повести временных лет» описывается бой русского князя Мстислава и вождя касогов Редеди:

И сказал Редедя Мстиславу: «Не оружием будем биться, но борьбою». И схватились бороться крепко, и в долгой борьбе стал изнемогать Мстислав, ибо был велик и силен Редедя. И сказал Мстислав: «О пречистая Богородица, помоги мне! Если же одолею его, воздвигну церковь во имя твое». И, сказав так, бросил его на землю. И выхватил нож, и зарезал Редедю.

Так же, когда в былинах происходит «божественное вмешательство», богатыри тоже дают обещание построить в честь помогающего им святого церковь.

И самый часто встречающийся мотив – вера в чудесную силу нательного крестика. Эта вера до сих пор крепка среди русских и неудивительно, что она присутствует в наших легендах и былинах. Илью Муромца от гибели от рук Сокольника спасает нательный крест. Самсон-богатырь выживает после того, как в него попала стрела благодаря нательному кресту, который выступил в качестве «щита»… И эта вера выражена в тексте летописи, в качестве итога 6576 года:

Велика сила креста. Крестом побеждают силы бесовские, крест князьям в сраженьях помогает, крестом охраняемы в битвах, верующие люди побеждают супостатов, крест же быстро избавляет от напасти призывающих его с верою.

В целом Повесть временных лет не просто самая первая летопись и описание ранней русской истории. Это богатейшее, причудливо сплетенное собрание всей древней русской культуры.

____________________________________________________________________________________

Благодарю Вас за прочтение!

Не забудьте поставить лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации о русском эпосе.

Задавайте любые интересующие вопросы в комментариях.