Найти тему
Юркины рассказы

Доброта не по уставу

Тамара, женщина 38 лет, прекрасной наружности и широкой души человек. Как была в душе "нестроевой", так и осталась, даже надев погоны капитана. Из-за своей доброты и отзывчивости влипала во всякие истории, хотя не первый год на службе.

Дело своё она знала отлично. Живая и подвижная, казалось, летала по управлению и присутствовала везде одновременно. Ко времени моего прихода в паспортно-визовую, она уже была начальником отдела по контролю за иностранными гражданами, пребывающими на территории РФ.

Закончила тоже наш пединститут - иняз, это нас сразу сблизило, любили с ней поболтать, вспоминая свою альма-матер, перемыть косточки общим преподам. Прекрасно владела языками. поэтому и попала когда-то в этот отдел. Меня немного и в немецком подтянула, прямо шефство взяла надо мной. Удивительная женщина, всем новичкам всегда искренне желала помочь, что редко на службе встречается.

Наш начальник считал, что новички должны сами "научиться плавать", поэтому и бросали нас как щенят на"самовсплыв", чтобы свои шишки набили и выводы какие надо сделали. Хотя порой получалось совсем наоборот - выводы не те, которые начальство хотело, делали. Как в той истории с паспортом:

И вот, как-то раз, довелось мне попасть в патруль именно с ней, хотя начальников отдела нечасто на улицу дежурить посылали, у них своей работы бумажной по горло. Но у нее в отделе одни женщины, то одна не может в патруль по семейным обстоятельствам, то у другой ребенок заболел... Она всех старалась понять, войти в положение, вот и приходилось порой за подчиненных самой отдуваться.

На улице стояло лето. Погода располагала к задушевным разговорам, и только иногда шипящая радиостанция, передающая последние ориентировки, возвращала нас к суровой действительности службы.

Уже совсем стемнело, когда неожиданно мы наткнулись на улице на одинокую девчушку лет восьми-девяти. Мы стали выяснять, где её родители, почему они отпустили её так поздно одну на улицу.

Листовка взята из открытых источников.
Листовка взята из открытых источников.

Из её лепета вперемешку со слезами ничего понять было нельзя. Я, честно говоря, растерялся. Что делать? Задерживать, вроде так по уставу нужно было, так девчонка еще больше перепугается, она и так дрожала от страха, увидев людей в непонятной зеленой форме с резиновыми палками и радиостанцией. Искать родителей и вести домой? Но куда? Девчонка ничего не объясняет, то ли юлит, то ли правда напугана сильно.

Тамара чисто по-женски быстро придумала, как девочке помочь - решила приютить ее на ночь у себя дома, чтобы ребенок успокоился в домашней обстановке, а утром видно будет, что с ней делать. Ну, я влезать не стал со своим мнением, что вообще-то надо в дежурку девочку вести (так по уставу положено было), Тамара же старшая в патруле, ей и решать.

Ну, и двинулись мы с девчонкой к Тамаре. Дома нас встретил Тамарин муж. Муж у неё, надо сказать, золотой мужик, на все руки мастер - все по дому делал, Тамара была к хозяйству какая-то неприспособленная, вечно витала в облаках и высоких материях.

Да и отдел на себе тащить с бесконечными бумагами, отчетами и справками- это уйму времени занимало, в том числе и личного. Тем более, что ее подчиненные часто пользовались ее добротой и ей приходилось за ними вечно что-то доделывать и переделывать. Потребовать строго, по-начальственному, она не могла, наверное, не хотела в бездушный "сапог" превращаться.

Муж всё понял, накормил-напоил "найденыша" и спать уложил. А на утро Тамара пошла с ней в дежурную часть, чтобы прояснить ситуацию. Оказалось, девочка сбежала из дома от пьяных родителей.

Но начальство доброту Тамары не оценило, получила она за свою доброту служебное взыскание, потому что нарушила Устав патрульно-постовой службы. Ну, и мне вдогонку тоже прилетело.

Во-первых, она не имела права самовольно уходить с маршрута и оперативно оголять большой отрезок патрулируемой территории (в случае форс-мажора надо было обязательно ставить в известность вышестоящее руководство). А во-вторых, надо было просто вызвать «дежурку» и девочку доставили бы в РОВД. А там постоянно дежурит инспектор по делам несовершеннолетних. Вот он и выяснял бы проблемы девочки. Спокойно и грамотно. По горячим следам составил бы протокол на родителей алкашей. Можно было бы привлечь их к ответственности, ведь неизвестно, что еще они могли бы выкинуть.

Тамара тогда была обижена на весь белый свет, что не оценили ее благородного поступка. Устава ППС она не знала и знать не хотела, ведь она специалист в другом деле. А по сути, Тамара не поняла главного, что если ты сотрудник полиции, то должен знать как поступить правильно в любой ситуации, а не только, как отчеты составлять в своем отделе.

Все-таки те, кто пришел в органы с "земли" или после окончания школы милиции были намного профессиональнее нас, управленцев, набранных с гражданки и сразу получивших офицерские звания. И если не "волочешь" в законах, надо обязательно их изучать и не подменять закон своим понятием о "доброте".

Хотя, может чисто по-человечески она и была права, но ведь тогда в патруле она была прежде всего сотрудником полиции, а потом уже сердобольной женщиной.

Иллюстрация из книги "Дядя Степа-милиционер"
Иллюстрация из книги "Дядя Степа-милиционер"