Первый пост решила посвятить любимому цвету, к которому я часто возвращаюсь в своих вышивках.
Розовый цвет можно любить и вдохновляться им или воспринимать как олицетворение чего-то несерьезного, так как он наиболее подвержен стереотипам: его могут видеть незрелым и слабым, инфантильным или даже легкомысленным. Хотя, посмотрев на рассвет, экзотических птиц, недозрелую мякоть арбуза или цветы, розовый показывает себя гармоничным и очень необычным. В природе он не так часто встречается, но то, что мы знаем и видим, вызывает положительные эмоции.
Зенит розового цвета, можно считать эпоху стиля "рококо", когда этот цвет носили только аристократия и ассоциировался с молодостью, чувствами, ничем не омраченными, и был стилем внешней легкости и сентиментальности. Розовый имеет множество оттенков: он может быть как бледным, так и интенсивным, и это сильно влияет на его значение. Например, бледно-розовый напоминает о нежности и мягкости. И здесь я хочу представить "бедро испуганной нимфы".
Эта фраза является переводом французского "cuisse de nymphe effrayée", откуда и была заимствована. Расцветка была популярна во Франции в XVIII веке, когда пастельные тона стали очень модными во всех дворах Европы. Существуют оттенки данного цвета "cuisse de nymphe effrayée" (бедро испуганной нимфы) который был более насыщенный, и "cuisse de nymphe émue" (бедро взволнованной, смущенной нимфы).
Давайте попробуем разобраться, откуда этот оттенок розового получил столь необычное и довольно поэтическое название. Есть предположение, что в 1802 году французский селекционер Жан-пьер Вибер (1777-1866 гг.) вывел сорт роз Альба, лепестки которой окрашен в светло-нежный розовый цвет, и получил название "Бедро испуганной нимфы". Такие цветовые нюансы объясняются тем, что на картинах, изображающих сцены из древнегреческой мифологии, кожа испуганной нимфы, убегающей от сатира, розовеет.
Но есть предыстория. Во Франции жил самый ранний гибридизатор роз и владелец питомников Жак-луи Дессеме (1761 - 1839 гг.). Он считается одним из первых, кто практиковал контролируемое скрещивание, ведя письменные записи о своих скрещивания. Месье Дессеме был из семьи, занимавшейся разведением растений с 16 века, и унаследовал питомник, в котором насчитывалось примерно 6000 саженцев роз (около 350 сортов). Во время военных действий во Франции 1814-1815 гг. питомник роз был частично разрушен, а после войны месье Дессеме решил продать свою коллекции роз и в 1818 году переехал в Российскую империю, где занял пост директора учреждённого в Одессе Ботанического сада. Он возглавлял Ботанический сад до 1833, продолжая заниматься селекцией роз.
А кто же покупатель питомника месье Дессеме (около 250 сортов (10000 саженцев)) и ценных селекционных записок? И тут появляется фигура Жан-Пьер Вибер. Да, да. Есть легенда, что они были друзьями, и приобретение было за бесценок.
Все было бы просто, но! С сортом "Cuisse de Nymphe Effrayée" так же упоминается имя Жюльена - Александра Харди (1787-1876 гг.) главного садовника Люксембургского сада с 1817 по 1859 год. Харди утверждает в своем каталоге 1837 года, что он является заводчиком. И утверждения современников, что Вибер ввел и назвал эту розу "Belle Thérèse" -"Прекрасная Тереза" и не обозначил ее как свой собственный сорт!
Совсем запутало историю упоминание Пипиньер Лубера и Зангерхаузена, что заводчиком является Дюмон де Курсе (1746-1824 гг.) французский агроном, и указывают дату 1802 года. Возможно, это относится только к первому упоминанию о "бедре нимфы" в пятитомной книге о ботанике Дюмона де Курсе "Le Botaniste Cultivateur".
Интересно то, что биографии Жан-Пьер Вибера и Дюмона де Курсе в чем-то схожи. Оба были военными и после занялись ботаникой, для которой сделали многое и оставили после себя великолепные сорта роз. А они до сих пор радуют и наполняют нашу жизнь цветом, ароматом и гармонией!
Оказалось, этот сорт роз - почти легенда. Как легенда о взволнованной или испуганной античной нимфе нежно розовой утренней зари.
Благодарю за прочтение и просмотр моих работ!
До встречи! Всем хорошего дня!
С уважением, Юлия.