Популярность автомобилей на электрической тяге во всём мире растёт год от года. В 2022 году каждый десятый автомобиль был электрическим — это на 68% больше, чем годом ранее. Впрочем, к нашей стране эти цифры не относятся. Россияне по-прежнему воспринимают «электрички» скептически и даже с неким опасением. Попробуем развеять эти сомнения, а заодно расскажем, почему владеть электромобилем в 2023 году выгодно.
Не стоит думать, что электромобили — явление недавнее, а потому и не очень изученное. Первые транспортные средства на электротяге появились раньше, чем авто с ДВС. За всю историю они пережили немало взлётов и падений. Подробнее об истории развития электротранспорта мы рассказывали в этой статье. Теперь давайте посмотрим, как обстоят дела в наши дни, и оценим плюсы экологичных моделей с практической точки зрения.
Посчитаем расходы
Вспомните, сколько вы платите за регулярное техническое обслуживание автомобиля с ДВС? А сколько составляет транспортный налог?
• Стоимость ТО
Это только кажется, что непривычная конструкция, где нет знакомых компонентов, зато с какой-то фантастической АКБ под капотом, требует особого подхода и колоссальных затрат. На самом деле обслуживание электромобиля обходится куда дешевле, чем ТО для его бензинового аналога.
В электродвигателе нет трущихся металлических частей, поэтому, по сути, и регулярные сервисные манипуляции ему практически не требуются. Как минимум вы избавлены от необходимости каждые 10-15 тысяч километров покупать канистру моторного масла и дорогостоящий масляный фильтр.
Нет топлива — отлично, значит, не придётся менять топливный фильтр и не выйдет из строя капризный ТНВД. Нет системы зажигания — супер, можно забыть о свечах и катушках. А вместе с этим не волноваться о том, что случайный некачественный электрод при повреждении раскрошится, обломки попадут в цилиндр и станут причиной выхода двигателя из строя.
Если электромобиль оснащён редуктором, то замена масла в нём тоже требуется нечасто — примерно один раз в 20 000 км.
Рекуперация энергии уменьшает нагрузку на тормозную систему, что позволяет снизить износ колодок и тормозных дисков. Соответственно, и менять их можно будет реже.
Ну что, оценили, насколько менее объёмным и затратным оказывается обслуживание электротранспорта в сравнении с автомобилями с ДВС?
• Топливо vs. Ток
Следующая статья расходов — топливо. Сложности с пополнением заряда в крупных городах уходят в прошлое. Например, в столице есть сеть городских зарядных станций, за использование которых не взимается плата. Также бесплатные устройства есть в некоторых торговых и бизнес-центрах. Но даже если использовать коммерческие зарядные станции, которые пополняют АКБ за 45 минут с 20 до 80 %, стоимость такой «заправки» получается примерно в два с половиной раза ниже, чем стоимость 30 литров АИ-95 или дизельного топлива.
Больше о том, как развивается инфраструктура для электрических авто, рассказали в этой статье.
В качестве примера считаем, что в городском цикле автомобиль потребляет порядка 7,5 литров бензина на 100 км. При цене топлива около 50 ₽ / л с учётом различных скидок и среднем пробеге в 15 000 км за год его годовая заправка будет стоить 7,5 * (15 000 / 100) * 50 = 7,5 * 150 * 50 = 56 000 ₽.
Если мы говорим об электромобиле, то его потребление составляет от 15 до 30 кВт*ч электроэнергии. Этого хватает на 120 километров пробега в городе. Средний расход — 25 кВт*ч на 100 км. Стоимость одного киловатта в Москве — 6,25 ₽, если пользоваться обычной розеткой. Годовая зарядка будет стоить 25 * 150 * 6,25 = 23 438 ₽. Городские зарядные станции дают возможность свести стоимость «заправки» к нулю. Да, зарядка на коммерческих заправочных станциях может доходить до 21 р/ кВт, но даже тогда затраты будут более чем вполовину ниже, что, согласитесь, весьма существенно.
Зимой эти цифры будут больше, так как потребление тока с понижением температуры будет расти, в первую очередь за счёт необходимости прогревать салон автомобиля. Однако даже если предположить, что потребление тока вырастет на 50%, экономия по-прежнему очевидна!
• Приятные бонусы
Ещё одно преимущество: владельцы электромобилей не платят транспортный налог, бесплатно проезжают по платным автомагистралям и не оплачивают городские паркинги. Помните, в какую кругленькую сумму вам обходятся летние поездки на дачу или путешествие по М-4 «Дон» к Черноморскому побережью? Прибавьте к этому стоянку на городских улицах и штрафы в 5 000 ₽, если по чистой случайности вы забыли оплатить парковку. Согласитесь, невольно начинаешь завидовать тем, кто избавлен от таких расходов...
Несомненный плюс электрических авто — отсутствие вредных выбросов при эксплуатации, за счёт чего они не загрязняют атмосферу городов.
Главный страх большинства автолюбителей — малый запас хода — тоже остался в прошлом. Современные модели, например, Москвич 3е, проезжают 400 и более километров на одном заряде, что для городского жителя равняется примерно недельному пробегу.
Хотите узнать больше о том, как развивался электрический транспорт? Прочитайте нашу статью об эволюции экологичных авто!
Подробнее об электромобиле
Электрический Москвич 3е внешних отличий от бензинового Москвича 3 не имеет: те же колеса, кузов, подвеска и рулевое управление. Внутри такие же неизменные органы управления: руль и педали.
А вот под капотом вместо двигателя внутреннего сгорания установлен электромотор. Источник питания — батарея, жёстко прикрепленная к днищу, что, в свою очередь, способствует отличной развесовке, а значит и управляемости.
В качестве трансмиссии используется двухступенчатый планетарный редуктор, который служит автоматической коробкой передач.
Пиковая мощность Москвича 3е составляет 193 лошадиные силы, а крутящий момент — 430 Н∙м. Зарядить электромобиль с 20 до 80% можно всего за 45 минут, а запас хода составляет 410 км.
А вы бы хотели пересесть на электромобиль? Поделитесь своим мнением в комментариях! И не забудьте подписаться на наш канал — в новых публикациях расскажем ещё много интересного.