Найти тему
История транспорта

Электровозы ЧС3 на Московской железной дороге

Поставлявшиеся в Советский Союз из Чехословакии пассажирские электровозы постоянного тока типа ЧС1 оказались маломощными. Поэтому в 1960 году МПС СССР заказало заводу «Шкода» более мощные электровозы, чем ЧС1. Заводом было принято решение модернизировать ЧС1, установив на них более мощные тяговые электродвигатели AL4846eT. Такие локомотивы получили новое обозначение серии – ЧС3. Всего завод «Шкода» поставил в Советский Союз 87 электровозов ЧС3, номера 01-87. Поставки осуществлялись в период с января по август 1961 года. На Московской железной дороге ЧС3 поступили в локомотивное депо Москва-пассажирская-Курская, где работали сначала на участке Москва – Курск, а позже на участке Москва – Харьков.

В период с мая по август 1961 года в ТЧ-1 поступило 35 локомотивов ЧС3. Они заменили собой часть электровозов ЧС1, которые в августе-сентябре 1961 года начали передавать из ТЧ-1 в ТЧ-6 и ТЧ-11.

Электровозы ЧС3-48 и ЧС1-029 в депо Москва-пассажирская-Курская, 1960 г. На переднем плане – специалист завода «Шкода» среди московских железнодорожников.
Электровозы ЧС3-48 и ЧС1-029 в депо Москва-пассажирская-Курская, 1960 г. На переднем плане – специалист завода «Шкода» среди московских железнодорожников.

Внешних отличий ЧС3 от ЧС1 почти не было, если не считать рельефной пятиконечной звезды и прямоугольной таблички с указанием номера локомотива на лобовой стенке кузова ЧС3 (у ЧС1 звезда и номер наносились краской). Также нумерация локомотивов ЧС1 была трехзначной, например: ЧС1-059, а у ЧС3 – двузначной, например: ЧС3-59.

Электровоз ЧС3-50 в депо Москва-пассажирская-Курская. Источник фото: parovoz.com из коллекции пользователя pojel.
Электровоз ЧС3-50 в депо Москва-пассажирская-Курская. Источник фото: parovoz.com из коллекции пользователя pojel.

Летом 1962 года в локомотивное депо Москва-пассажирская-Курская стали поступать новые, более современные чехословацкие пассажирские электровозы ЧС2. Поэтому машины предыдущих поколений стали передавать в другие локомотивные депо страны. Так, ЧС1 передавались, в основном, в Москву-Сортировочную, а все ЧС3 в первой половине 1963 года переданы в локомотивное депо Барабинск Западно-Сибирской железной дороги, где и остались служить более, чем на два десятилетия.

ЧС3-51 с пассажирским поездом в заводской окраске. Источник – сообщество в Контакте «Советская железнодорожная коллекция».
ЧС3-51 с пассажирским поездом в заводской окраске. Источник – сообщество в Контакте «Советская железнодорожная коллекция».

Справочные данные:

Список электровозов ЧС3, работавших в локомотивном депо Москва-пассажирская-Курская в 1960 – 1963 гг.

39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58, 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67.

Окончание следует.

Предыдущие статьи на тему:

Работали ли электровозы ЧС3 на Южной железной дороге?

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге, часть 1.

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге, часть 2.

Электровозы ЧС1 на Московской железной дороге, часть 3.

Спасибо за внимание.