Найти тему
Исторические мелочи

Редкие и необычные портреты атамана Платова

Вдогонку к недавнему материалу решил сделать небольшую подборку редких, то есть нечасто воспроизводящихся, «незатасканных» портретов героя Отечественной войны 1812 г. и других кампаний против наполеоновской Франции атамана Донского казачьего войска генерала от кавалерии графа Матвея Ивановича Платова.

Первый в сегодняшней статье портрет отнесен специалистами к середине XIX в. и выполнен неизвестным художником

Портрет, вполне возможно, выполнен именно в указанный выше период, но изображает атамана «по состоянию» на конец 1813-начало 1814 гг. - у него видна лента ордена Св. Андрея Первозванного, который Платов получил в октябре 1813 г. и в то же время на плечах еще «жгуты», а не введенные в 1814 г., в период пребывания русских войск в Париже серебряные эполеты.

Кто-то из читателей как-то спрашивал у меня, носились ли одновременно орденские ленты, если их положено было надевать через разные плечи. На портретах это обычно редкое явление, поскольку по правилам ношения наград, в случае получения более высокой награды, носимой на чресплечной ленте, более низкая награда, до этого надевавшаяся на ленте через плечо, переносилась на шею. В случае с иностранными наградами такой принцип применялся не всегда, поэтому здесь мы видим графа Платова, подобно революционному матросу с пулеметными лентами, надевшего две орденские ленты через оба плеча крест-накрест – одну российского ордена Св. Андрея Первозванного, другую, насколько понимаю – прусского ордена Черного орла.

Следующий портрет работы английского художника Томаса Филипса из собрания Новочеркасского музея истории донского казачества изображает Платова на 1814 г., уже после введения для казачьих офицеров и генералов эполет

-2

Здесь мы также наблюдаем пересечение на груди двух орденских лент. Кроме того, хорошо видна другая имевшаяся у атамана необычная награда - бриллиантовое перо с вензелем императора Александра I и лаврами на кивер, пожалованная ему в 1813 г. Награда, родственная турецкому челенгу (или даже происходящая от него).

Следующие два портрета являются плодами труда неизвестных, скорее всего – немецких, производителей массовых (по меркам своего времени) тиражей гравюр с изображениями известных и популярных деятелей своей эпохи. Обратите внимание на подпись – Платов внезапно превратился в «фюрста», то есть князя, каковой титул он никогда не имел. Он и вожделенный графский-то титул (а о том, что Платов таковой страстно желал, прекрасно знали современники и подтрунивали над ним по этому поводу) получил только в 1812 г.

-3

Как видим, если судить по вполне достоверному изображению лица, некий оригинал-прототип, послуживший источником информации о внешнем виде атамана, у автора гравюры имелся. Тем страннее, что «обрядил» Платова гравер в странный мундир со шнурами по борту, напоминающий давно отмененную униформу Лейб-гвардии Казачьего полка (в котором Платов никогда не служил) при Павле I, но при этом воротник имеет «правильное» генеральское шитье. Поверх мундира автор гравюры «накинул» атаману, почему-то «произведенному» им в фюрсты-князья, подобающую титулу горностаевую мантию. Ни одного достоверного портрета Платова с такой мантией, конечно, не имеется.

Но в данном случае, как мы уже отметили, фантазия автора гравюры разыгралась лишь на одеянии своего персонажа. Вы посмотрите следующий гравированный неизвестным мастером портрет

-4

Очевидно, что автор этого шедевра, изображающего то ли Пугачева , то ли персидского шаха, не имел никакого представления ни о внешности, ни о костюме атамана донских казаков. Но спрос на портреты прославенного русского героя был, и западноевропейский гравер спешил им воспользоваться.

К сожалению, мне не удалось найти никакой информации – ни автора, ни времени написания – о следующем портрете атамана. Да и нашелся снимок этого портрета только вот в таком удручающем качестве

-5

Этот портрет интересен прежде всего тем, что Платов на нем изображен в орденской мантии ордена Св. Александра Невского. Когда-то я немного рассказывал об орденских одеяниях. Если совсем кратко – они надевались на торжественные церемонии, преимущественно в праздники самих орденов. В данном случае атаман облачен не в полное орденское одеяние, а лишь в мантию, которая надета поверх казачьего генеральского чекменя.

Может быть, портрет был выполнен в XIX-начале XX вв. для какого-то собора, носящего имя Св. Александра Невского? Такой собор есть, например, в столице донского казачества Новочеркасске.

Следующий портрет выполнен в Лондоне в 1815 г. Это гравюра на меди, художник Штрелинг, гравер Вендрамини.

-6

Здесь мне, в общем-то, нечего особо сказать про детали. Но посмотрите, какой прекрасный, живой портрет. И при этом «незатасканный».. Достойно также примечания, что, несмотря на другое авторство, портрет близок к приведенному выше портрету атамана работы Филипса.

И, наконец, в качестве «бонуса». Последняя на сегодня иллюстрация является не портретом, а батальной сценой, но среди ее действующих лиц также изображен Платов. Эта картинка является ярким свидетельством того, что ошибки и неточности в изображении российских персонажей допускают не только зарубежные художники, но и «свои».

-7

Эта литография, выполненная неким Н.А. Богатовым, является одним из примеров изобразительной продукции, захлестнувшей российский рынок в период празднования столетия Отечественной войны 1812 г. Продукция эта весьма различалась по уровню, качеству и художественной ценности. У меня нет намерения критиковать художественные свойства данной картинки, но ее историческая достоверность, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Легко узнаваемый – и в лицо, и благодаря атаманской булаве (по сути – перначу) в руке – М.И. Платов (чуть правее центра) изображен в мундире (неверно переданном) и во главе Лейб-Гвардии Казачьего полка. Но, как было уже сказано выше, Платов никогда не служил в Лейб-гвардии Казачьем полку и не носил его мундира. Учитывая, что литография, как считается, изображает Бородинское сражение, по-видимому, имеется в виду эпизод из знаменитого рейда Платова и Уварова на левый фланг Великой армии. Но тогда гвардейские казаки Платову и не подчинялись, поскольку входили в 1-й кавалерийский корпус генерал-лейтенанта Уварова.

Может быть, персонаж литографии, о котором я говорю, изображает не Платова, а командира Лейб-гвардии Казачьего полка графа Василия Васильевича Орлова-Денисова? Но Орлов-Денисов не имел права на атаманскую булаву, да и внешне не похож. Судя по всему, во главе гвардейских казаков в Бородинском сражении, вопреки исторической действительности, изображен все-таки Платов.

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.