Найти тему
Исторические мелочи

Как в парижском музее двух российских героев спутали друг с другом

В парижском художественном музее Мармоттан-Моне хранится портрет известного российского героя Отечественной войны 1812 г., да и наполеоновских войск в целом, «спасителя Петербурга» в 1812 г., в апреле-мае 1813 г. главнокомандующего русскими и прусскими войсками генерал-фельдмаршала (с 1826 г.) Петра Христиановича Витгенштейна

Ну, точнее – это в музее Мармоттан-Моне думают, что это портрет Петра Христиановича Витгенштейна. Справедливости ради, на сайте самого музея мне не удалось найти данный портрет, но на значительном количестве зарубежных сайтов он имеет именно такую аннотацию – «портрет графа Витгенштейна, музей Мармоттан-Моне». Иногда еще указывается имя автора. В одних случаях в качестве такового фигурирует известный французский художник Луи Леопольд Буальи, в других – некий Маркос. Как результат – и Гугл опознает это изображение именно указанным образом

-2

Действительно, сложно отрицать наличие некоторого физиономического сходства персонажа портрета из парижского музея с П.Х.Витгенштейном на достоверных портретах последнего. У обоих широкие, ярко выраженные скулы, как будто схожий разрез глаз

Дж. Доу «Портрет Петра Христиановича Витгенштейна», 1819-25 гг.
Дж. Доу «Портрет Петра Христиановича Витгенштейна», 1819-25 гг.

Однако ж возникают вопросы – почему Витгенштейн в таком странном (для него)мундире? Почему его мундир на портрете имеет серебряный приборный металл? Оба мундира, которые мог носить Витгенштейн в период нахождения в генеральских чинах – общегенеральский и Лейб-гвардии Гусарского полка, которого он был шефом – должны были иметь золотой приборный металл. Почему на шее «Витгенштейна» висит командорский крест ордена Св. Иоанна Иерусалимского, а на левой стороне груди – наградной портрет императора – награды, которых Витгенштейн не имел?

Как, разумеется, читатели давно поняли, ответ на все эти «почему» один и он очень прост. Потому что на портрете изображен не Петр Христианович Витгенштейн.

В действительности перед нами знаменитый атаман Донского казачьего войска генерал от кавалерии граф Матвей Иванович Платов. Атаман изображен в казачьем генеральском мундире с шитьем на воротнике, установленным в 1809 г. Портрет выполнен не ранее 1814 г., когда – в период нахождения русских войск в Париже – казачьим офицерам (и генералам) было предписано вместо ранее использовавшихся плечевых жгутов надеть серебряные, в соответствии с приборным металлом, эполеты. Занятно выглядит знак прусского ордена Красного орла на шее Платова – из-за обилия шейных орденских знаков его пришлось сильно сдвинуть в сторону, из-за чего он производит впечатление висящего сбоку на одной «полоске» ленточки. На самом деле, конечно, под другими наградами находится другой конец ленты, которая обвивает шею атамана.

Известны другие варианты этого портрета. На них Платов, как кажется, уже более узнаваем и менее схож с Витгенштейном.

-4

Эту версию портрета украшает франкоязычная надпись вверху: «Подарено генералом графом Платовым его другу Льюису Голдсмиту 20 июля (?) 814 г.» Льюис Голдсмит был англо-французским публицистом португальско-еврейского происхождения, сначала пронаполеоновской ориентации и даже, по его собственным словам, выполнял тайные поручения Бонапарта. Однако затем Голдсмит сменил лагерь и из Англии стал яростно бичевать политику Наполеона. Скорее всего, портрет Платова был получен им от атамана в период нахождения последнего в Англии в мае-июне 1814 г., после отъезда вместе с императором Александром I из Парижа Этому, правда, как будто противоречит дата «20 июля», но название месяца в надписи написано несколько неразборчиво, возможно, я неверно прочитал. Также вряд ли у нас есть основания полагать, что «дружба» между казачьим атаманом и «интернациональным» антибонапартистским публицистом к моменту дарения портрета имела сколько-нибудь длительную историю – вероятнее всего они познакомились тогда же, во время пребывания Платова в Англии.

Еще одна версия портрета

-5

И в завершение скажу, что и в данном случае Яндекс «обставил» своего конкурента, его поиск по изображениям совершенно верно опознает парижский портрет как изображение Платова. Хотя и сообщает о наличии «альтернативной» атрибуции – обратите внимание на словосочетание «Маркос Витгенштейн» справа на скриншоте

-6

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.