Найти тему
Исторические мелочи

Челенг и его родственники

В Османской империи существовала награда под названием челенг. Википедия дает этот термин в написании «челенк», но в России в XVIII-XIX вв. данный предмет называли именно «челенг», и я буду в данном материале придерживаться такого написания.

Изначально челенг представлял собой белое птичье перо, которое вручалось отличившимся османским воинам как награда за храбрость и крепилось ими к тюрбану. Позднее, ко второй половине XVIII в. награда превратилась в ювелирное произведение, лишь имитировавшее птичье перо и изготавливавшееся из серебра и драгоценных камней. Но по-прежнему крепилась к головному убору. Параллельно изменился и статус награды – из знака отличия для проявивших личную храбрость на поле боя челенг превратился в награду за военные заслуги в широком понимании.

Со временем челенг стал вручаться не только подданным султана. Одним из наиболее известных иностранных «кавалеров этой награды стал английский вице-адмирал Нельсон – за разгром французского флота при Абукире, способствовавший восстановлению власти Османской империи над Египтом.

Л.Ф. Эббот «Вице-адмирал Горацио Нельсон»
Л.Ф. Эббот «Вице-адмирал Горацио Нельсон»

Челенгом был награжден и русский адмирал Ф.Ф. Ушаков за взятие острову Корфу в ходе войны Второй антифранцузской коалиции в союзе с турками. К сожалению, портретов Ушакова с челенгом не сохранилось.

Менее известна – по крайней мере, за пределами Турции – другая разновидность этой награды или, точнее, в данном случае статусного украшения – соргуч. Этот «символ превосходства, величия и великолепия» носился султанами Османской империи спереди на тюрбанах. Иногда его характеризуют как «подвеску», но, по-видимому, это не совсем точно. Изготавливался соргуч из золота, драгоценных камней и перьев.

Неизвестный художник «Султан Османской империи Абдул-Хамид I»
Неизвестный художник «Султан Османской империи Абдул-Хамид I»
Ж. Варнья-Заржецки ««Султан Османской империи Селим III»
Ж. Варнья-Заржецки ««Султан Османской империи Селим III»

В XVIII в. мода на украшения, родственные челенгу и соргучу, распространилась на Западную Европу. Здесь такое украшение чаще всего называли эгрет (от фр. Aigrette – белая цапля, поскольку такие украшения часто включали в себя перья это птицы или имитировали их). Женщины украшали эгретами не только головные уборы, но и прически. Впрочем, об использовании эгретов в рамках женского костюма, конечно, лучше почитать на каком-либо из дамских Дзен-каналов по истории моды, где, я уверен, найдутся материалы, компетентно и подробно освещающие этот вопрос.

Между тем, в странах, находящихся в постоянном культурном (и не только) контакте с Османской империей, мужчины использовали аксессуары, родственные челенгу/соргучу/эгрету, для украшения головных уборов еще, как минимум, в XVII в.

Неизвестный художник «Граф Станисло Турзо де Бетленфальва», 1625 г.
Неизвестный художник «Граф Станисло Турзо де Бетленфальва», 1625 г.

Яркий пример ношения подобных украшений венгерскими магнатами.

И магнатами польско-литовскими:

Я. Вессель «Иероним Флориан Радзивилл», 1746 г.
Я. Вессель «Иероним Флориан Радзивилл», 1746 г.

У подчашего великого литовского Иеронима Флориана Радзивилла эгрет совсем другого вида, чем у венгерского графа на предыдущем портрете, тем не менее все это «родственные» элементы костюма.

Отвлекаясь в сторону от предмета настоящего материала, замечу, что на нижнюю часть тела у Радзивилла на данном портрете надеты, скорее всего, не разноцветные – кусками из светлой и темной материи – штаны, как многие думают на Дзене (попадались такие комментарии), а двое штанов. Более длинные – темные – заправлены в сапоги, а поверх них надеты другие, короткие, по сути в форме шорт, светлые. Такая практика была достаточно широко распространена в Европе XVIII в. в гусарских полках – а Радзивилл носит костюм, разумеется, именно в гусарском стиле. Другое дело, что обычно у гусар верхние, короткие штаны делались из какого-либо плотного материала, например, лосиной кожи – их функцией было предохранять от протирания седлом более тонкие «нижние» штаны-чакчиры. Но у Радзивилла, похоже, это лишь модная фикция – «верхние» штаны выглядят сделанными из того же материала, что и «нижние», только другого цвета.

Вернемся к челенгам/эгретам.

Еще один, более поздний – второй половины XVIII в. – пример венгерского украшения этого рода.

«Князь Миклош Иосиф Эстерхази», сведения об авторе найти не удалось
«Князь Миклош Иосиф Эстерхази», сведения об авторе найти не удалось

Наконец, известен случай российского награждения российского же подданного наградой, родственной челенгу. В 1813 г. император Александр I пожаловал атаману Донского казачьего войска генералу от кавалерии Матвею Ивановичу Платову «брилиянтовое перо с вензловым Его Императорского Величества именем и с лаврами» для ношения на шапке. Эту награду хорошо видно на портрете Платова работы Томаса Филлипса (1814 г.)

-7

Все использованные в материале изображения взяты из открытых источников и по первому требованию правообладателей могут быть удалены.