Найти тему

«Доктор, да не слушайте вы эту дуру!»

 Однажды на 5 курсе, в клинике госпитальной терапии, мы курировали пациентку, которая запомнилась не только нам, студентам, но и половине кафедральных сотрудников.  

И на то было целых две причины. 

  Во-первых, мама этой 18-летней девушки успела устроить скандал и лечащему врачу, и заведующему отделением. А во-вторых, обнаруженная в итоге патология была настолько редкой, что к нам на экскурсию приводили другие группы, а наш преподаватель велел смотреть во все глаза и мотать на ус.

   В стационар девушка попала в плановом порядке, по направлению из городской поликлиники для дообследования.

  А причиной стали обнаруженные на рентгене желудка дефекты наполнения, которые можно было трактовать по-разному, и в том числе самым неблагоприятным образом.

 

  Со слов её разъяренной мамы, которая не позволяла дочери вставить даже мяу, выходило, что "эта дура перестала жрать, похудела на 20 килограммов, и по ней плачет психушка».

  Со слов же самой девушки, у нее просто пропал аппетит. Да, она сильно теряет вес, но честное слово, ничего такого она специально не делала. Иногда тошнит, иногда побаливает живот, время от времени случается понос. Длится это примерно месяцев 7-8. 

  И еще отекают ноги, но это наверное из-за отсутствия физической активности.

  Стартовало обследование.

 В крови обнаружилась железодефицитная анемия и значительное снижение общего белка (причиной периферических отеков было именно это обстоятельство).

  А после гастроскопии врач-эндоскопист лично принес в ординаторскую протокол исследования, чтобы рассказать коллегам об этой редчайшей патологии, которую он и сам до этого дня знал лишь теоретически.

  Погрузив эндоскоп в желудок пациентки, доктор увидел гигантские, как мозговые извилины, ярко-красные складки слизистой оболочки, которые закрывали чуть не весь его просвет.

  Это была болезнь Менетрие, или болезнь избыточной слизистой (она же - гигантский гипертрофический гастрит). 

Требовалось лишь гистологическое подтверждение.

 А пока его ждали, пациентке капали железо и альбумин, и буквально на третьи сутки от отеков не осталось и следа. 

  В отличие от других гиперпластических процессов в желудке (например, синдрома Золлингера - Эллисона), при болезни Менетрие кислотность всегда снижена, так как уменьшается масса париетальных клеток, вырабатывающих соляную кислоту.

  А потеря белка происходит из-за увеличения проницаемости слизистой оболочки.

  По поводу причин заболевания по сей день много разночтений, рассматриваются варианты от наследственного до постинфекционного. Поэтому лечение пока только симптоматическое (а уж много лет назад оно и подавно было только таковым).

   Что касается прогноза, то из-за слишком маленького опыта наблюдения за такими пациентами он затруднен. Однако уже описаны несколько случаев: один - озлокачествления, один - самостоятельного разрешения процесса и один - перехода в атрофический гастрит.