Найти в Дзене
АвтоДром

Как китайский BYD завоевывает мир?

Удивительная история компании, о которой скоро заговорят все

Китайская компания BYD выпустит несколько своих электрических моделей на рынок Европы до конца года. Азиатский автогигант уже завершает строительство завода в Германии, а также «атакует» Нидерланды. Изначально будет продаваться четыре модели — Tang, Han, Seal и Atto 3. Именно от кроссовера Atto 3 ожидается наибольшая прибыль. Модель Tang теперь также доступна в Норвегии по цене 60 000 евро.

Это новейший этап в развитии компании, которая все больше завоевывает рынки по всему миру. Однако история BYD (Build Your Dreams) похожа на сценарий фильма . Основателем и генеральным директором BYD является Ван Чуанфу. Родившись в бедной крестьянской семье, он успел получить высшее образование химика и несколько лет работал в Пекинском техническом университете. Однако государственная служба показалась предприимчивому Чуанфу слишком узкой, и в 1995 году 29-летний энтузиаст переехал в Шэньчжэнь, чтобы начать собственное дело.

Ван Чуаньфу занимается тем, что у него получается лучше всего, — изготовлением батареек. Но не с гениальными ноу-хау, и созданная им компания идет по пути «обратного инжиниринга». Или другими словами - копирование. Его люди разбирают японские аккумуляторы Sony и Sanyo, смотрят, как они работают, что-то улучшают и выпускают свои варианты, более доступные по цене. И причина не в каком-то чуде, а в дешевой рабочей силе - тысячи бывших крестьян готовы работать на фабриках, образно говоря, за миску риса в день.

-2

Бизнес набирает обороты, и в это время планета переживает бум портативной бытовой электроники. Всего за несколько лет BYD завоевала солидную долю на рынке аккумуляторов, и к началу 2000-х продукция компании использовалась в сотовых телефонах Nokia, ноутбуках Dell, инструментах Black & Decker и даже в культовых ультратонких телефонах-раскладушках Motorola RAZR. .

Впрочем, Чуанфу всегда мыслил глобально — статус хорошего производителя аккумуляторов для него — только первый шаг. В 2002 году китайская компания впервые выпустила акции на фондовую биржу, и с большим успехом. Но вскоре стоимость акций летит в пропасть. И все это потому, что BYD вдруг решил стать производителем автомобилей . Chuanfu покупает за копейки небольшую государственную компанию Qinchuan Machinery Works. Единственным продуктом Qinchuan в то время был хэтчбек Flyer. Без каких-либо изменений эта модель под маркой BYD вышла на рынок в 2005 году, но потерпела неудачу.

-3

В создании автомобилей Chuanfu идет по тому же пути, что и с аккумуляторами. О нем ходит легенда — он подъехал к заводским воротам на новеньком «Мерседес-Бенц» S-класса и сказал рабочим: «Разбери его до последнего болта и посмотри, как все работает».

Так появилось семейство моделей, которое для всего мира стало символом китайского бесстыдства. Седан F3 сильно напоминал Toyota Corolla, кроссовер S7 полностью копировал Lexus RX, городская малолитражка F0 была смоделирована по образцу Toyota Aygo, а кабриолет S8 спереди вообще был похож на Mercedes, а сзади почти не отличался от Renault Megane со складной крышей. Кстати, все эти автомобили были оснащены собственными двигателями BYD, заимствованными таким же образом из старых разработок Mitsubishi.

-4

Но Чуанфу не испытывает угрызений совести и постоянно отбивается от обвинений в нарушении авторских прав в суде. Да и клиентов все это не смущает. Если в 2005 году продажи единственной модели Flyer составляли всего 11 тысяч единиц, то к 2010 году BYD достиг полумиллиона автомобилей в год. Компания соблюдает хороший баланс между ценой и качеством, и автомобили BYD намного дешевле иностранных оригиналов, но качественнее других китайских конкурентов. Но даже этот успех — лишь промежуточный этап для Чуанфу.

В 2008 году еще не было речи об электрической революции в автомобилях, а о Tesla мало кто слышал. Затем BYD запустила первый в мире серийный подключаемый гибрид — седан F3DM. Однако в первый год производства было продано всего 48 автомобилей, а к 2013 году, когда производство закончилось, весь тираж не достиг 3500. И еще безумнее на этом фоне звучали заявления Ван Чуаньфу о том, что его компания вскоре станет лидером в рынок электромобилей, за которым, несомненно, будущее. Все ломали голову, но легендарный инвестор Уоррен Баффет решил купить 10% BYD. С тех пор их стоимость увеличилась на 2000 процентов!

-5

К 2013 году BYD отошел от наглого копирования иномарок и запустил совершенно новую линейку автомобилей, названных в честь исторических китайских правителей. Большинство из них уже перешли на гибридную или полностью электрическую версию, у марки есть свое лицо, но на продажах это не сказывается. До 2020 года включительно они колеблются в районе 400-500 тысяч в год.

Но тут Ван Чуанфу делает новый выигрышный ход — в 2017 году главным дизайнером BYD стал немец Вольфганг Эггер, ранее работавший в Audi и Seat, но главное — в Alfa Romeo. Например, захватывающее дух купе Alfa Romeo 8C Competizione — его работа . Два года спустя BYD открыла глобальный дизайнерский центр, в котором работали люди из Audi, Mercedes-Benz и Ferrari. И уже в 2020 году, в разгар пандемического кризиса, начинается новая страница в истории компании.

-6

Кульминацией этой истории является ее завершение — сначала BYD научилась делать аккумуляторы, затем освоила производство автомобилей, а теперь оказалась единственной в мире компанией, которая самостоятельно производит электромобили полного цикла! Ведь даже Tesla закупает аккумуляторы у других поставщиков, в число которых в самое ближайшее время может войти... BYD.

Кстати, Чуанфу полная противоположность Илону Маску в реальной жизни — тихий, непритязательный, на работе он всегда носит стандартную форму BYD с выцветшей картинкой на бейдже. И не спешит наслаждаться прелестями своего многомиллиардного состояния. Еще одна корпоративная легенда гласит, что по пути на встречу с инвесторами один из членов делегации сказал Чуанфу, что неплохо бы освежить свой внешний вид. И он пошел в ближайший придорожный магазин и купил рубашку за несколько долларов.

-7

Это история BYD — тихой, методичной работы от изучения и улучшения чужих продуктов до создания своих. BYD, возможно, долгое время находился в тени, но набрался сил и вдруг вырвался вперед, выбрав подходящий момент. И очередной такой прорыв происходит на наших глазах. В 2021 году продажи выросли до 730 тысяч единиц. Весной 2022 года компания полностью отказалась от бензиновых автомобилей , и если все продолжится по тому же пути, то чистая прибыль BYD на конец этого года достигнет полутора миллионов автомобилей.

В первой половине 2022 года мировые продажи BYD превысили 641 000 автомобилей, в то время как Tesla удалось продать только 546 000. Но цифра такова, что китайцы включают в свои цифры и подключаемые гибриды, на долю которых приходится примерно половина общего тиража. Так что с точки зрения чистой электрической мобильности Tesla все еще впереди. А вот рост продаж BYD по сравнению с 2021 годом составляет целых 315% . Простая математика подсказывает, что совершенство не за горами.

Авто
5,66 млн интересуются