"Склонен к побегам" - так говорила моя коллега про своего маленького сына Пашу. Мальчик очень плохо пошёл в детский сад, стрессовал, долго не мог привыкнуть. А детский сад был совсем рядом с домом. Забор вокруг детского учреждения не сплошной, в заборе были лазейки. Поэтому первый побег Пашук совершил очень легко и быстро. На прогулке увидел родной дом, а дома-то, по его понятиям, папа и мама. И мальчик пролез в дыру в заборе и пошёл домой. И, самое главное, он домой пришёл. Дома никого не было, хорошо, что соседи услышали детский плач, взяли беглеца к себе и позвонили матери на работу.
После этого контроль за Пашей был усилен, но ещё несколько раз он был пойман при попытке к бегству.
Сбегала из садика и наша дочка Даша. Однажды воспитательница пожаловалась мне, что на прогулке Даша и её друг Бориска прятались и не откликались на зов. Даша присутствовала при разговоре, но молчала. Дело было зимой. На следующий день я встретила пожилую соседку. И та рассказала мне следующую историю.
Как раз в тот день, когда воспитательница пожаловалась на Дашу, соседка шла днём около детского сада. Народу никого и вдруг слышит тоненький голосок:
-Здравствуйте, Любовь Васильевна!
Соседка даже испугалась слегка от неожиданности - никого не видит, а кто-то здоровается. Спрашивает:
-Кто тут?
И тот же тоненький голосок непонятно откуда:
-Это мы, Даша и Боря!
-А где же вы, ребятки?
-А мы тут!
Соседка обнаружила детей, лежащих в сугробе за забором детского сада.
-Что вы тут делаете?
-А мы из садика сбежали!
И хихикают в снег, и толкают друг дружку.
-Да что вы, ребятки! Разве так можно? Вас же ищут уже, наверное.
-Да мы ненадолго сбежали, сейчас полежим немножко и вернемся. И опять хихикают.
Соседка всё же настояла на возвращении и проконтролировала процесс залезания беглецов опять же в дыру забора детского сада.
Соседка рассказывала и смеялась:
-Не ругайте уж Дашу. Глупенькие ведь совсем - сбежали, так лежите потихоньку. А они вон вежливые какие - увидели меня и здороваются. Я ведь их и не заметила бы, прошла мимо и всё.
С Дашей я всё же провела беседу. Правда, выяснить какой побег планировался - долгосрочный или временный - мне не удалось.
-Даша, а если бы вы с Борей попали под машину? Надежду Николаевну (воспитательницу) посадили бы в тюрьму. А у неё маленькие детки. И остались бы они без мамы. Ты бы вот хотела бы остаться без мамы?
Даша без мамы остаться не хотела, поэтому её глаза стали наполняться слезами. Но тут её заинтересовал другой вопрос, и плач на время был отложен.
-Мама, а Веру Петровну (это нянечка) тоже бы посадили в тюрьму?
-И Веру Петровну бы тоже посадили в тюрьму.
-А у неё уже большие детки! Они уже работают! И они с ней не живут!
-Ну и что, Даша! У Веры Петровны есть маленькие внучата. Наша бабушка тоже с нами не живёт, а ты бы радовалась, если бы нашу бабушку посадили бы в тюрьму?
Даша бы не радовалась, поэтому небольшой плач состоялся. По прошествии плача было дано обещание не сбегать больше из садика.
Про дыру в заборе и попытку побега я в садике сообщила. Дыру заколотили, но, думается мне, она была не единственной.
А ведь я в детстве тоже сбегала. Правда, мои побеги были временные. Нас отпускали гулять во двор одних, со словами:
-Гуляйте у дома! Никуда не уходите!
А нас с подружкой очень тянуло на вокзал. Вокзал был довольно-таки далеко от нашего дома, ходить туда одним нам категорически запрещалось.
Чем нас так привлекало это место?
У вокзала росло много красивых цветочков. Можно было собрать красивый букет или сплести венок. Причём, я ни разу не помню, чтобы нас кто-то гонял или ругал за сорванные цветы.
Вдоль перрона росли дикие яблони. На них созревали маленькие яблочки, кисло-горькие по вкусу. Но нам они казались очень вкусными. Мы их рвали и ели. Грязные, кисло-горькие твёрдые яблочки.
Можно было поглазеть на пассажирские поезда, на людей, которые выходят из вагона, или садятся в поезд.
Очень увлекательно было считать вагоны у грузовых поездов, проезжающих мимо нашей станции, а потом сверяться друг с другом - кто сколько насчитал?
В здании вокзала было несколько киосков, в которых можно было купить открытки с фотографиями артистов, или журнал с пластинкой внутри (если было денежек побольше). Я покупала марки. Они хранятся у меня до сих пор.
А рядом с вокзалом было кафе. Можно было зайти туда, взять сок и булочку (я брала томатный, а Танюшка берёзовый). И сидеть, как взрослые, за столиком, есть булочку, пить сок и вдыхать с ничем не сравнимый запах общепита. Мне, почему-то, он казался запахом взрослой жизни.
Но за полученное удовольствие следовала неминуемая расплата.
Домой всё равно приходилось возвращаться. И с каждым шагом мы с Танюшкой шли всё медленнее и медленнее. А навстречу нам уже бежали наши родители.
Танюшка начинала реветь, как только их видела. Не дожидаясь наказания. Нас хватали за руки, плачущей Танюшке её мама отвешивала пару шлепков по заднему месту. Тут, правда, вмешивалась моя мама - педагог:
-Люда, Люда, не надо так!
-Да как не надо-то, Дарья Сергеевна! - отвечала танюшкина мама. - Сколько раз говорено русским языком - на вокзал не ходить! И опять убежали!
Я не плакала, физические наказания в моей семье отсутствовали. Но настроение было паршивым - мне предстояла долгая беседа с мамой-учительницей. Мама постоянно пугала меня "пьяными дядьками", которые, по её словам, обитают на вокзале и могут обидеть маленьких девочек, которые пришли на вокзал одни. Думаю, что так мама пыталась донести до меня мысль о маньяках и извращенцах.
Много наших воспоминаний идут из детства - я всегда обхожу пьяных стороной.
Один раз, правда, мама поставила меня в угол. Но я, научившись читать года в 4, и перечитав к 6-ти годам массу книг, стоя в углу, повернулась лицом к маме и сказала ей: "Гестаповка!" И после этого повернулась в угол.
Не помню этого случая, не помню, какого пионера-героя я тогда изображала, но мама рассказывала, что от моих слов у неё зашлось сердце, из угла меня выпустили и больше никогда не ставили.
Неделю-другую после этого мы послушно играли во дворе, а потом опять сбегали. Заодно и денежек накапливали на марки и сок с булочкой.
И о великой силе искусства.
Я училась в первом классе. Сентябрь, самое начало учебного года. Вечер, на улице дождь. Постоянные звонки по телефону маме. После очередного звонка мама заходит ко мне в комнату и начинает спрашивать - когда я последний раз видела моих одноклассниц - Иру и Наташу.
Я вспоминаю, что только в школе. Я ещё плохо знала детей - они пришли в школу из одной группы детского сада, а я в садик не ходила.
Мама говорит, что Ира и Наташа не пришли домой, их ищут родители и милиция.
Звонки маме продолжались до глубокой ночи, а утром мама сказала, что всё хорошо - девочек нашли.
Оказалось, что Ире и Наташе очень не нравилось в школе. Тогда они, вспомнив книгу и мультфильм "Дядя Фёдор, пёс и кот", решили, как главный герой, уйти из дома. Собрались после уроков и поехали на автобусе в посёлок неподалёку. Сейчас там нет заброшенных домов, сплошные дачные участки, а при СССР там жили люди в своих домах. Многие уезжали в города, дома оставляли.
Ира и Наташа решили поселиться в одном из брошенных домов. Взяли хлеба, картошки, варенья и...шнауцера Рекса, принадлежащего семье одной из них. Кота не брали, наверное, не нашлось желающих матроскиных.
Сначала все было отлично. И в дом попали, и хлеба с вареньем наелись. И на ночь стали устраиваться. Но... Пошёл дождь, крыша течёт, печку не затопить - ни девочки, ни Рекс не умеют. Становиться темно, холодно и очень страшно. А на последний автобус опоздали. И пошли они под дождём по шоссе домой. И были найдены милицией. Влетело им сильно тогда, всем, кроме Рекса.
А с нами в классе был проведён классный час о недопустимости побегов из дома и о художественном вымысле.
Такие вот истории детских побегов - из прошлого и настоящего.