Когда мы были маленькими, дедушка на даче решил приучать нас к труду. Дедушка купил набор «Маленький садовод»: тяпочку, лопатку и грабельки. Купил два детских железных ведерка зелёных. И у старика Абрамыча заказал вытесать детское коромыслице.
Мне было пять, Алешеньке - три. Сначала мы поработали лопаткой и грабельками. Алешенька выкопал ямку. А я грабельками повозила по грядке. Мы отлично справились, дедушка сказал.
А потом мы пошли на пруд за водой. На меня коромыслице надел дедушка, прикрепил ведерки. А Алешеньке дал алюминиевый старый чайник. Сам взял большие ведра; и мы пошли на пруд.
Зачерпнули воду. Дедушка нёс большие ведра. Я с коромыслом шла. А Алешенька тащил чайник, налитый наполовину, чтобы не так тяжело было.
Ведерки тяжелые. Коромысло соскальзывает. Руки нелепо выставлены; тащишь тяготу и поскальзываешься на травке. Но я терпела. Хотя было неудобно и тяжело.
А Алешенька заплакал тоненько. Плачет и волочит чайник. Тяжело, дедушка! Мне тяжело!
Дедушка вылил еще половину воды. А у меня в ведерках и так половина осталась, расплескалось все. И дальше идём…
Алешенька снова заплакал. И я тоже; больно от коромысла…
Дедушка остановился, поставил ведра, сел перел нами на корточки и стал нас утешать. Он сам чуть не плакал. Всю войну прошел, а сейчас чуть не плакал.
Потому что мы были такие маленькие. Слабые еще. Мы старались и не могли. Нам было непосильно.
Дедушка сам из старательского посёлка был родом. Он все тяготы знал. Все сам делал сызмальства. Но утешал нас и сам чуть не плакал… Он и на войне видел детей, блокадных, истощенных; и работавших, и терпящих тяготы.
А мы были его детки. Его малыши.
И дедушка вылил воду из ведерок и из чайника. Подхватил коромыслице подмышку, взял полные ведра и мы пошли налегке. Дедушка рассказывал нам сказку про мальчика Ваню. И мы не приучались к труду, а шли налегке домой. С дедушкой, который нас любил и защищал…
Чайник бренчал и пустые ведерки.
Мы к труду потом приучились. Сами. Да еще как. У Алёшеньки есть медаль «За заслуги перед Отечеством». У меня медали нет. Но есть томов пятнадцать книг. И еще три неизданных готовы.
Приучились потом сами.
А тогда научились не возлагать на слабого бремена неудобоносимые. Жалеть и любить. Малышей надо жалеть и любить.
А к труду приучать - это важно. Но щадить и любить - важнее.
Анна Кирьянова