4 июля в Италии отмечают День Джузеппе Гарибальди, который стал одним из самых известных полководцев 19 века и сумел объединить Италию в единое государство. Его жизненный путь был полон трудностей и борьбы, но он не сдавался и продолжал двигаться к своей цели. Гарибальди был известен своей неутомимой энергией и решительностью, которые позволили ему преодолеть множество препятствий на пути к своей цели.
Ещё в юном возрасте он начал служить моряком на торговых судах, во время работы на которых он познакомился с Джованни Баттиста Кунео. Он познакомил его с революционными идеями и пригласил в тайное сообщество “Молодая Италия”, которое ставило своей целью освобождение Италии от австрийского влияния и объединение страны с последующим установлением республики.
Карьеру военного стратега он начал в 1833 году, когда стражался за независимость Бразилии. В 1848 году началась революция в Ломбардии и Венеции, которые находились под австраийским контролем. Это стало удачным поводом для начала Первой война за объединение Италии - войны Сардинского Королевства против Австрийской Империи. Война дала возможность для восстания в Милане. Для противостояния австрийцам Гарибальди присоединился к армии Сардинии, но это продлилось недолго, так как пару месяцев спустя было заключено перемирие. Джузеппе не хотел останавливаться на этом, поэтому продолжал вести бои с австрийской армией. Под натиском превосходящих сил Австрии Гарибальди и его волонтёры вынуждены были пересечь границу Швейцарии.
События 1848 года повлияли на его мировоззрение, заставив отказаться от поддержки политического курса Сардинского Королевства:
“Я теперь буду воевать не за Карла Альберта, но за Итальянскую республику, за итальянскую нацию”.
За этим последовала поддержка революции в Папской Области и осада Рима. Во время неё он предложил раздать оружие крестьянам для организации партизанского движения в тылу противника.
Несмотря на неудачу революции, Гарибальди продолжал борьбу за объединение Италии. После того, как ему пришлось покинуть страну, он перебрался в США, где продолжил заниматься судоходством. Будучи капитаном торговых кораблей, он посетил Перу, Китай, Австралию, Новую Зеландию и Великобританию, где познакомился с Герценом. Через несколько лет он вернулся на родину, где начал заниматься постройкой своего поместья.
Позднее, в 1858 году, началась Вторая война за объединение Италии. Заручившись поддержкой Франции, Сардинское королевство пошло войной на Австрийскую империю. Председатель Совета министров Сардинского королевства граф Кавур стремился привлечь на свою сторону либерально настроенную интеллигенцию и республиканцев. Для этих целей блестяще подходил Гарибальди. Кавур пригласил его к себе и предложил ему вербовать волонтёрские отряды для участия в предстоящих военных действиях, несмотря на решительное отвращение, которое Наполеон III питал к Гарибальди и его волонтёрам. Гарибальди получил чин генерал-майора сардинской армии и был назначен командующим 3-тысячного добровольческого корпуса. Удачно показав себя при взятии Лекко, Бергамо и Брешиа, Джузеппе получил приказ наступать на Лонато, где предположительно находился австрийский император. Ему обещали отправить подкрепление для развития наступления, однако приказ об отправке подкрепления был отменён. Николай Чернышевский и Карл Маркс позднее стали предполагать, что Гарибальди отправили на верную гибель, так как его военные успехи и политические воззрения начали пугать Наполеона III, Виктора Эммануила II и графа Кавура.
В результате войны Милан и Ломбардия были присоединены к Сардинскому королевству. По условиям Туринского договора к Франции отошли Савойя и Ницца — родной город Гарибальди. После этого Джузеппе явился на заседание парламента в качестве депутата от Ниццы, на котором произнёс речь против Кавура, обвиняя его в сдаче итальянских территорий Франции, после чего отказался от депутатского мандата и чина.
3 апреля 1860 года произошло восстание в Палермо, которое начало распространяться и на другие районы Сицилии. Гарибальди и его волонтёры захватили порт в Генуйе, с чего и началась Экспедиция Тысячи. 11 мая, заручившись поддержкой влиятельных сицилийцев и британского флота, волонтёрские отряды высадились в порту Марсала, что находится на западе Сицилии.
К отрядам примыкали местные повстанцы, к моменту сражения при Калатафими их численность составляла 1,5 тысячи. Там им пришлось встретиться с 3-тысячным неаполитанским отрядом, во время которой были произнесены легендарные слова: “Здесь мы создаём Италию или умираем”. Благодаря решительности и храбрости, Гарибальди смог заручиться поддержкой местного населения и стать авторитетом в их глаз, что привело к притоку солдат в его отряды. За этим последовали победы, которые привели к тому, что в руках Гарибальди находилось целое государство, которым он правил от имени Виктора Эмануила ll. Он провёл ряд преобразований: совершил земельную реформу, освободил политичеких заключённых, создал систему школ и приютов.
В начале 1861 года было объявлено о создании единого Итальянского Королевства, а Гарибальди был приглашён в качестве депутата. Однако он редко посещал заседания, так как считал, что нет смысла заниматься этим, когда существует угроза для итальянского государства.
Позднее Гарибальди предпринял походы на Рим с целью присоединения его к Италии. Однако давление со стороны Франции не позволило Виктору Эмануилу II поддержать его. В результате второго похода он был арестован и отправлен в ссылку, откуда успешно сбежал и начал последний поход на Рим, в котором не удалось одержать верх из-за поддержки Папы Францией. Затем Джузеппе повторно отправился в ссылку.
Во время его нахождения в ссылке началась Франко-прусская война, с началом которой француский гарнизон был выведен. Это было финальным этаом объединения Италии, от которого Гарибальди был, по сути, отстранён. Итальянские войска вошли в Рим и заняли его, свергнув светскую власть Папы.
18 марта 1871 года в Париже вспыхнуло восстание и была образована Парижская коммуна. 24 марта Центральный комитет Коммуны обратился за помощью к Гарибальди и избрал его главнокомандующим Парижской национальной гвардии. Однако Гарибальди всегда немедленно откликался на призывы к бою и не вступал в армию Коммуны; в ответе Капрере от 28 марта он отказался приехать в Париж, чтобы принять командование, сославшись на состояние здоровья. Больше всего его волновали национальные проблемы, и он был готов сражаться с французами против прусских войск, но не с французами против французов. Он писал своему сыну Риччиотти, который был очевидцем событий Парижской коммуны:
“Следи внимательно за начинающимся движением коммун. Если ты увидишь, что оно может привести к возобновлению военных действий против пруссаков, я разрешаю тебе принять в нём участие. И запомни, как только я узнаю на Капрера, что ты присоединился к коммунарам, я немедленно приеду, чтобы быть вместе с тобой. Но если это движение выльется только в борьбу французов с французами — не вмешивайся”.
Гарибальди умер у себя дома, в тёплой постели, а не пал в бою. На его смертном одре лежали две книги, которые он держал в руках перед смертью: издание поэмы Фосколо “Гробницы” и альбом с портретами 1117 героев сицилийского похода.
Джузеппе Гарибальди стал своеобразным символом эпохи формирования национальных государств. При этом важным является то, что он не был сконцентрирован на одной лишь итальянской нации. Его интересовали революционные движения по всему миру, особое внимание после знакомства с Герценом он уделял Польше и её национально-освободительному движению.
Его идеалы и достижения срослись с личностью, сделав её бессмертной, как своеобразный образ человека с чувством гражданского долга и безмерной любовью к родине.