Найти в Дзене
Юрист-НН

Аффилированность: как ее доказывают налоговики.

Оглавление

Лиц, способных влиять на деятельность двух или нескольких юридических лиц, называют взаимозависимыми или аффилированными (статья 105.1 Налогового кодекса РФ). Распространенный случай: будучи директором компании «X», человек одновременно входит в состав совета директоров компании «Y». В этом случае он способен оказывать влияние на деятельность обеих компаний и принятие ими решений. Следовательно, их можно считать взаимозависимыми.

Когда возникает необходимость взыскания налоговой задолженности с таких организаций, представителям ФНС необходимо доказать:

  • взаимозависимость должника и другого лица;
  • перевод бизнеса (денег, имущества) другому лицу.

Установив взаимозависимость между контрагентами, представители налоговой инспекции усиливают контроль за проводимыми между ними сделками. Аффилированным организациям значительно проще завышать расходы и занижать доходы. В результате, база для расчета налоговых начислений занижается.

Выявление взаимозависимых компаний.

Перечень критериев, позволяющих признать лица и компании аффилированными, приведен в пункте 2 статьи 105.1 НК РФ. АО, ООО необходимо вести учет взаимосвязанных лиц и по требованию участников общества предоставлять для ознакомления такие списки.

Строгой регламентации бланки таких реестров не имеют. Компании вправе по своему усмотрению пользоваться формой, созданной самостоятельно, или использовать разработанные и утвержденные бланки для АО.

Сведения о взаимозависимых лицах/компаниях должны раскрываться в прилагаемых к финансовой отчетности сопроводительных записках. Налоговая инспекция в этом случае владеет полной информацией о том, какие лица на предприятиях являются аффилированными. Это касается добросовестных налогоплательщиков, но иногда аффилированность приходится выявлять и доказывать.

Признаки аффилированности.

Сотрудники ФНС определяют взаимозависимость между контрагентами по ряду косвенных признаков:

  • несколько юрлиц имеют общий адрес регистрации;
  • правообладатели используют единый товарный знак;
  • завышенная или заниженная стоимость продукции при заключении сделок в сравнении со средней на рынке;
  • одни и те же сотрудники числятся в штатах обеих компаний;
  • используются общие офисы и склады, арендованные у одних владельцев;
  • компании пользуются единым сайтом, IP-адресом, E-mail.

Аффилированность, как таковая, не доказывает, что компании нарушают Налоговый кодекс России. Но когда в ходе проверки налоговиками будет доказано, что налогооблагаемая база была занижена в ходе сделок между взаимозависимыми организациями, будут доначислены неучтенные налоги. Кроме того, придется оплатить внушительный штраф за их несвоевременную оплату. Оспаривать такое решение приходится юристам, осуществляющим представительство в суде, но добиться его отмены очень сложно.