Найти тему
23,6K подписчиков

Как сотня белогвардейцев спасла Албанию от красных

2,1K прочитали

Подробности похода белогвардейского отряда в Албанию в декабре 1924 г., свернувшего левого премьер-министра Фан Ноли, и вернувшего власть консерватору Зогу Ахмеду, описаны довольно подробно. Хуже известны исторические обстоятельства, расколовшие Албанию в 1920-х гг. и влияние Коминтерна на албанскую политику.

Сначала – коротко об Албании того времени. Албанские племена были самыми отсталыми на Балканах и вообще в Европе. Потомки иллирийцев - древнего, дославянского населения Западных Балкан, они жили замкнутыми горными племенами и кланами, занимаясь примитивным скотоводством и земледелием. Только в самом конце XIX века в Албании появились первые ростки современной культуры – школы и типографии, а албанский язык получил грамматические правила в 1908 г.

Албанцы в начале ХХ века
Албанцы в начале ХХ века

В XV-XVI веках большинство албанцев приняло ислам и сотрудничало с турками против христианского населения – славян и греков. Однако рост национального самосознания, захвативший в XIX веке Европу и к концу столетия докатившийся до Албании, породил антитурецкие настроения в формирующемся албанском обществе.

В 1912 г. коалиция балканских стран (Болгария, Сербия, Греция и Черногория) разгромила Турцию и вытеснила её из Европы (у Блистательной Порты осталась только часть Фракии, примыкающая к Константинополю). Одновременно с наступлением союзных войск группа албанских феодалов в городе Влёра провозгласила независимость Албании; в этом акте принимал участие молодой феодал Зогу Ахмед. Населённые албанцами земли, на которые претендовали Сербия, Греция и Черногория, согласно Лондонскому мирному договору были выделены в отдельное независимое государство. Первым албанским монархом стал немецкий принц Вильгельм Вид, формально правивший всего полгода, после чего он был свергнут албанскими феодалами, ориентировавшимися на Италию (эта страна хотела поставить новорожденное княжество под свой контроль). Осенью 1914 г. Албания распалась: прибрежные районы заняли итальянцы, юг страны – Греция. Север Албании в 1915 г. заняли черногорские и сербские войска, отступавшие под натиском австро-венгерской армии.

Тем временем в принадлежащем Сербии, но частично населённом албанцами Косово усиливается влияние Байрама Цурри.

Байрам Цурри – косовский племенной вождь и албанский националист, ставивший целью изгнать сербов из Косово и присоединить этот край к Албании. В 1915 г. он создал Комитет национальной обороны Косово и организовал партизанские отряды, сражавшиеся с сербами на стороне австрийцев. После прихода к власти коммунистов в 1944 г. объявлен национальным героем Албании. В его честь назван город на севере страны.

Отряд Байрама Цурри
Отряд Байрама Цурри

В 1918 г., после окончания Первой мировой войны, албанцам удалось сформировать правительство во главе с коллегиальным Высшим Советом, в котором Зогу Ахмед стал министром внутренних дел, а министром обороны – Байрам Цурри.

Правительство не контролировало страну: власть на местах принадлежала феодализированным вождям племён и кланов с собственными вооружёнными отрядами, перманентно боровшихся друг с другом. В 1921 г. Зогу стал премьер-министром. Он заключил договор с Королевством сербов, хорватов и словенцев (Югославией), признав Косово сербским, к тому же уступив югославам некоторые приграничные территории. Это возмутило Байрама Цурри: он поднял восстание, но был разбит и бежал в Косово.

Зогу Ахмед, премьер-министр, президент, впоследствии король Албании Зогу I
Зогу Ахмед, премьер-министр, президент, впоследствии король Албании Зогу I

Цурри решил вступить в союз с югославскими сепаратистами, и отыскал таковых в лице Коммунистической партии. Коммунисты считали Югославию «западным проектом» и выступали за её разделение на национальные (разумеется, советские) республики. Часть коммунистов стояла за полную независимость таких республик, часть – за федерацию или конфедерацию всех государств Балканского полуострова после установления советской власти.

Наиболее радикальную позицию занимали черногорские коммунисты во главе с Вукашином Марковичем. Черногория была присоединена к Югославии в результате сомнительного референдума, после которого сторонники независимости («зеленаши» - по цвету бюллетеней за независимость на референдуме) подняли восстание, продолжавшееся до 1929 г. Помимо монархистов – сторонников бывшей черногорской династии Негошей, в нём участвовали и коммунисты во главе с Марковичем.

Черногорские партизаны-"зеленаши", воевавшие за выход Черногории из состава Югославии
Черногорские партизаны-"зеленаши", воевавшие за выход Черногории из состава Югославии

Вукашин Маркович - черногорский коммунист, участник Русской революции 1905 г. и Октябрьской революции в России. Его семья принадлежала к славянизированному албанскому племени пипери, исторически враждебному сербам. С 1892 г. жил в России, вступил в партию большевиков. Во время Первой мировой войны уехал в Сербию, служил в сербской армии, затем вновь уехал в Россию. После возвращения в Черногорию в 1921 г. Маркович возглавил партизанский отряд, сражавшийся за независимость Черногории. В 1926 г. уехал в СССР, работал в Коминтерне. В 1937 г. был арестован в Москве и помещён в психиатрическую больницу, где умер в 1943 г.

В 1923 г. Цурри встретился с Марковичем на албано-черногорской границе. Два вождя совершили обряд побратимства, и договорились о совместной борьбе за победу коммунизма и против Югославии.

В 1923 г. отряды Марковича были разбиты югославской армией, а сам он сдался. Казалось, происки Коминтерна на Балканах провалились, но история совершила неожиданный поворот. На политической арене Албании появился «красный епископ» Фан Ноли – очень необычный человек.

Фан Ноли
Фан Ноли

Родившийся в православной семье в Турции грек Феофанис Мавроматис, вероятно, в семье с албанскими корнями, переехал в Александрию, а затем в США, где ощутил себя албанцем, был рукоположен в церковный сан и взял имя Фан Ноли. Возможно, он стал албанцем потому, что греческая диаспора в США была сильна и организована, а албанская – слаба, и не имела лидера. Ноли был чрезвычайно талантлив: он владел 13-ю языками, и перевёл на албанский Сервантеса, Шекспира, Омара Хайяма, Лонгфелло, Ибсена, Тютчева, Толстого и Горького. Премьер-министр в 1924 г. Свергнутый отрядами Зогу, бежал в СССР, но там не прижился и переехал США. Бедствовал, и едва не умер от болезни (средства на его лечение прислал Зогу). После 1944 г. приветствовал приход к власти коммунистов в Албании, и всячески рекламировал режим Энвера Ходжи. Однако Ноли ни разу не посетил Албанию, несмотря на многочисленные приглашения.

В США Ноли основал Албанскую православную церковь в составе Русской православной церкви, что вызвало большой резонанс в Албании и среди албанской диаспоры в Греции, Италии, Турции и США. В 1913 г. Ноли приехал в Албанию, и сразу стал левым политическим деятелем. Он стал «красным епископом», поскольку ориентировался на «обновленческую» (сергианскую) церковь СССР, и поддерживал контакты с Коминтерном.

Албанский православный собор. Слева в митре – Фан Ноли 
(источник -https://balkanist.ru/belogvardejtsy-protiv-krasnogo-episkopa/)
Албанский православный собор. Слева в митре – Фан Ноли (источник -https://balkanist.ru/belogvardejtsy-protiv-krasnogo-episkopa/)

22 апреля 1924 г. сторонники Зогу застрелили в Тиране популярного лидера левых националистов Авни Рустеми. На его похоронах Ноли произнёс пламенную речь против феодалов и консерваторов, после которой возмущённые толпы начали громить «врагов народа». В Албании произошла революция: «красный епископ» стал премьер-министром (высшая должность в формальной монархии). Зогу бежал в Югославию. Правительство возглавил человек, сочувствовавший коммунистам, а реальная власть на севере страны принадлежала ещё одному симпатизанту Коминтерна – Байраму Цурри с его закалёнными в боях партизанами. Таким образом, угроза подчинения самой маленькой европейской страны Коминтерну в 1924 г. была совершенно реальна. Другое дело, что СССР был далеко и помочь не мог, а соседние (и не только соседние) страны вряд ли позволили бы «красной» власти в Албании просуществовать долго. Хотя умный Ноли просчитывал и этот вариант, всячески предлагая фашистской Италии различного рода льготы и преференции.

Теоретически правление Фан Ноли было прогрессивным и могло бы открыть самой бедной и дикой стране Европы путь в относительно развитое будущее. Но только теоретически: на практике «красный епископ» не мог управлять страной. Ноли был полон замечательных идей, но не представлял себе, как их воплотить в жизнь. Его поддерживала лишь горстка столичных интеллигентов в почти поголовно неграмотной крестьянской стране (к тому же православных албанцев всего 10-15%, большинство же – мусульмане, и для них православный премьер оставался «неверным»). Ноли даже не пытался лишить власти вождей-феодалов, отменить крепостничество и разоружить их частные армии: это было чревато восстанием. Большинство крестьян не видело причин ломать устоявшийся образ жизни: феодалы для них были в первую очередь уважаемыми племенными старейшинами. К тому же Ноли рассчитывал на поддержку части «прогрессивных» феодалов – в первую очередь Цурри и его соратников, коих на севере Албании хватало.

Самое большое беспокойство приход к власти Ноли вызывал в Югославии. Ещё не были подавлены сепаратистские движения в Македонии и Черногории, и явное усиление Цурри, коммунистического «побратима» в Албании, могло превратить эту страну в тыловую базу сепаратистов и коммунистов. Поэтому Белград помог эмигранту Зогу сформировать отряды наёмников для свержения «красного епископа». Деньги на формирование войска Зогу предоставил Муссолини: ему не понравились заигрывания Ноли с коммунистами и фашистами одновременно.

У Зогу было около 300 собственных бойцов – зависимых крестьян, ушедших со своим господином в Югославию. Под его знамёна встал и большой отряд итальянских наёмников под началом отставного майора Гальярди, но основной ударной силой оказалась группа русских эмигрантов – бывших белогвардейцев, маявшихся в Югославии без денег и работы. Во главе русской сотни встал полковник Илья Миклашевский. Русские составляли меньшинство воинства Зогу, но они, в отличие от итальянцев и тем более албанских крестьян, имели огромный боевой опыт.

Полковник Миклашевский с женой Анной
Полковник Миклашевский с женой Анной

Илья Михайлович Миклашевский родился в Одессе 15 декабря 1877 г. Окончил Николаевское кавалерийское училище. Служил в лейб-гвардии Кавалергардском полку. С началом Русско-японской войны Миклашевский добровольцем отправился на фронт, был зачислен во 2-й Дагестанский конный полк. Сотник Миклашевский отличался отчаянной храбростью, граничащей с безрассудством, и привез с войны шесть боевых орденов. В 1914 г. стал полковником. На Великой войне 1914–1918 гг. Миклашевский командовал эскадроном и дивизионом кавалергардов, получил за храбрость Георгиевское оружие. В 1917 г. Миклашевский был назначен командиром лейб-гвардии Уланского полка. В 1918 г. присоединился к Добровольческой армии. Дослужился до генерал-майора. В боях был тяжело ранен. В ноябре 1920 г., как и тысячи его соотечественников, Миклашевский навсегда покинул родину. В Соединенном королевстве сербов, хорватов и словенцев (Югославии) Миклашевского приняли в армию в чине полковника. В декабре 1924 г. принял участие в походе наёмного войска Зогу Ахмеда в Албанию. Сыграл решающую роль в поражении армии премьер-министра Фан Ноли и отрядов коммунистического вождя Байрама Цурри. После победы Миклашевский вернулся в Югославию, откуда перебрался во Францию. Скончался в 1961 г. в Ницце.

Помощниками Миклашевского были есаул Кучук Улагай и Заурбек Ахушков, успевший послужить и русским драгуном, и турецким жандармом, и офицером Дикой дивизии российской армии. Вместе им удалось завербовать 108 (по другим данным, 110) русских солдат и офицеров. Русский отряд получил четыре старых пушки и восемь пулемётов.

Наёмная армия Зогу численностью почти в тысячу человек подходила к албанской границе, когда стало известно о прибытии в Тирану советского полпреда Аркадия Краковецкого. Тепло встреченный премьер-министром Ноли, полпред сразу заявил о том, что Албания станет советским форпостом на Балканах. Однако на следующий день, 17 декабря, отряды Зогу перешли границу и начали бои с правительственными силами.

Аркадий Антонович Краковецкий (1884 – 1937 гг.). Подпоручик армии Российской империи, член партии эсеров с 1905 г. Активный участник революции 1905 года. Член тайной офицерской революционной организации. В 1907 г. арестован, приговорён к восьми годам каторжных работ. В 1917 г. амнистирован Временным правительством и произведён в подполковники; командовал войсками Иркутского военного округа. Был избран депутатом Всероссийского учредительного собрания. С января 1918 г. занимал пост военного министра Временного правительства автономной Сибири. Сложил свои полномочия в июле 1918 г. В ноябре 1919 г. вместе с Радолой Гайдой - один из руководителей антиколчаковского восстания во Владивостоке. В 1922 г. выступал на организованном большевиками процессе эсеров свидетелем обвинения. Член РКП(б) с 1922 г., работал в Наркоминдел РСФСР. Был полпредом в Албании, затем консулом в Мукдене (Шэньяне). С 1928 г. официально работал в ОГПУ, возглавлял особое бюро, занимавшееся изготовлением поддельных документов. Арестован и расстрелян в 1937 г..

Правительственная армия насчитывала 7,5 тыс. солдат и офицеров плюс 3 тыс. жандармов. Эти силы были слабо обучены и не имели боевого опыта, но главное – они не желали умирать за «красного епископа». После пересечения границы воинство Зогу, после нескольких дней боёв, в которых отличился русский отряд, захватили стратегически важный город Пешкопию. Часть албанской армии во главе с полковником Криузиу перешли на сторону Зогу, ослабив правительственные силы. 23 декабря наёмники Зогу в тяжёлом бою разгромили армейские части, и двинулись на Тирану. Армия и жандармерия рассыпались, и только неустрашимый Байрам Цурри продолжал сопротивляться в своих горных гнёздах на севере страны. Но оказать помощь правительству Ноли его партизаны не могли. Фан Ноли бежал из страны.

24 декабря, через на восьмой день вторжения, отряды Зогу вступили в Тирану. Судя по всему, русский отряд в этом походе потерь не имел.

Русские на службе Зогу Ахмеда
Русские на службе Зогу Ахмеда

Зогу заставил парламент избрать его президентом с неограниченными полномочиями, и… приступил к реформам, которых побоялся проводить «красный епископ». Самым важным была ликвидация феодально-клановой раздробленности, не позволявшей превратить Албанию в современное государство. И русский отряд для этого подходил как нельзя лучше. Сам Миклашевский вернулся в Югославию, но его бойцы составили отдельное армейское подразделение, занявшееся «зачисткой» Албании от феодалов и их отрядов. Одновременно Зогу объявил об отмене всех форм феодальной зависимости. Для Албании, застывшей в раннем средневековье, это было настоящей революцией.

Первой мишенью Зогу, объединявшего государство, стал, разумеется, Байрам Цурри. После трёх месяцев боёв остатки его отряда были блокированы солдатами в пещере. Чтобы не попасть в руки врагов, непримиримый старец покончил жизнь самоубийством. С его гибелью Албания распростилась как с феодальной вольницей, так и с коммунистическим влиянием – оно возобновится гораздо позже, уже во время Второй мировой войны.

В 1926 г., после того, как с властью феодалов в Албании было покончено, Зогу расформировал русский отряд. Его солдатам и офицерам было предложено вступить в армию или жандармерию на общих основаниях. Согласились 15 человек, остальные разъехались по миру – слишком уж скучной и отсталой была страна, которую они освободили…