Содержание:
- Назначение комиссии
- Статус и полномочия комиссии
- Состав комиссии
- Работа комиссии: как оформить поступление НФА
- Классификация поступивших ценностей
- Движимое и недвижимое имущество
- Срок полезного использования объекта
- Особенности инвентарного учета принимаемого объекта
Назначение комиссии
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим бухгалтерский учет экономических субъектов РФ, является Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В нем нет положений, описывающих такой коллегиальный орган субъекта учета, как комиссия по поступлению и выбытию активов, но закон выделяет бухучет организаций бюджетной сферы и закрепляет обособление его нормативно-правового регулирования.
Согласно Единому плану счетов организаций бюджетной сферы и Инструкции по его применению (Приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н), чтобы организовать работу по принятию к бухгалтерскому учету и выбытию материальных ценностей в учреждении на постоянной основе, по приказу или распоряжению руководителя создается комиссия по поступлению и выбытию нефинансовых активов.
На основании решений комиссии организация принимает к учету, проводит перемещение и выбытие объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации. Комиссия также определяет текущую оценочную стоимость безвозмездно полученного имущества, срок полезного использования имущества для начисления амортизации в случаях отсутствия информации в законодательстве РФ и в документах производителя, а еще изменяет первоначально принятые нормативные показатели функционирования объекта ОС, в том числе в результате проведенной достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации.
Кроме того, на основании решений комиссии с балансового учета списывается задолженность неплатежеспособных дебиторов, а с забалансового учета — задолженность, признанная безнадежной к взысканию, если есть документы, подтверждающие прекращение обязательства в связи со смертью или ликвидацией дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Из всего вышесказанного следует, что отсутствие в учреждении постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию нефинансовых активов или приказа (распоряжения) учредителя о создании такой комиссии — это нарушение положений Инструкции № 157н.
Статус и полномочия комиссии
Комиссия по поступлению и выбытию активов не единственный коллегиальный орган учреждения, созданный для решения различный вопросов. Как правило, на постоянной основе в учреждении работают:
- инвентаризационная комиссия;
- комиссии, связанные с закупками (конкурсные, аукционные, по приемке исполнения контракта и пр.);
- комиссии по охране труда и решения трудовых споров;
- аттестационная комиссия и пр.
Вопросы деятельности комиссий, в том числе комиссии по поступлению и выбытию активов, регулируются внутренним локальным документом — Положением, утверждаемым руководителем учреждения.
На законодательном уровне обязанность сформировать и утвердить Положение не установлена, но учитывая значимость решений комиссии для бухгалтерского учета, наличие документа, устанавливающего регламент ее работы, целесообразно и оправданно. Положение можно утвердить в качестве приложения к учетной политике учреждения.
Все нормы и правила, установленные Положением, должны отвечать особенностям конкретного учреждения и описывать именно ту работу, которую выполняет комиссия. На практике, к сожалению, встречается формальный подход как к подготовке Положения, так и к работе самой комиссии.
Состав комиссии
Расписание курсовКурсы для бухгалтеровПрофпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Минимальный состав комиссии как коллегиального органа — три человека, максимальный не ограничен. Из состава комиссии выбирается председатель, который ведет общее руководство, при необходимости ему в помощь выбирается заместитель, назначается секретарь. В Положении нужно обязательно зафиксировать кворум, при наличии которого решения комиссии считаются правомочными. Как правило, кворум устанавливается в количестве двух третей от общего числа членов комиссии, но не менее половины.
Персональный состав утверждает приказом руководителя учреждения, стандартный срок работы одного состава — год, далее состав комиссии можно менять. В члены комиссии приглашаются работники учреждения: чаще всего это руководители структурных подразделений, технические специалисты, инженеры, специалисты финансовых служб.
В вопросе формирования состава комиссии кроются серьезные подводные камни: нет смысла утверждать членом или председателем комиссии сотрудника, который в силу своей занятости не сможет полноценно уделять внимание этой работе. Его назначение становится формальным, а подпись ставится «для галочки» под заранее подготовленным документом. Ровно такой же результат будет, если привлечь в комиссию рядовых исполнителей — секретаря или водителя, которые не имеют необходимой квалификации и ничем не могут помочь в принятии решений. И тогда единственным работающим членом комиссии станет бухгалтер.
Мнение: бухгалтер ни в коем случае не должен быть членом комиссии в силу соображений, изложенных выше. Кроме того, процесс централизации учета сегодня может коснуться любого учреждения, тогда по естественным причинам бухгалтера в комиссии не будет. А значит, комиссия должна состоять из специалистов, знающих свою работу и уделяющих ей должное внимание.
Отметим, что к работе в комиссии могут быть привлечены эксперты со стороны — как правило, это делается на добровольных началах.
Какими компетенциями должна обладать комиссия по принятию и выбытию активов и на какие документы опираться в своей работе, рассказываем в шпаргалке.
[ArticleMaterials=2048]
Работа комиссии: как оформить поступление НФА
Каковы требования закона?
В п. 34 Инструкции № 157н требуется, чтобы «принятие к учету объектов основных средств, нематериальных, непроизведенных активов, материальных запасов, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также выбытие <…> осуществляется <…> на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом (первичным (сводным) учетным документом)».
В действительности же комиссия должна ответить на множество вопросов и зафиксировать ответы в виде своего решения, то есть подготовить первичный документ, в котором отразить факт принятия материальных ценностей к учету.
С какой периодичностью комиссия должна проводить заседания?
Первичный документ надо составлять по факту совершения хозяйственной операции либо сразу после его окончания (ст. 9 Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ). Это значит, что на каждый факт появления имущества, которое надо принять к учету, должна собираться комиссия.
При незначительном объеме имущественных поступлений возможно организовать работу комиссии с такой периодичностью. В противном случае придется устанавливать периодичность заседаний дополнительно: два раза в неделю, один раз в неделю, один раз в две недели. При этом необходимо обязательно соблюдать сроки передачи документа в бухгалтерию, чтобы факты хозяйственной жизни отразились в регистрах учета в том периоде, в каком они произошли. Это принцип временной определенности фактов хозяйственной жизни.
Выбранная периодичность заседаний комиссии фиксируется в Положении.
Какой первичный учетный документ должна оформить комиссия?
В общем случае появление нового объекта нефинансовых активов в учреждении состоит из трех этапов и для каждого есть свой первичный документ:
Этап
Первичный документ
Формирование первоначальной стоимости объекта — формирование капитальных вложений
Товарные документы поставщиков и иных исполнителей, чьи услуги включаются в первоначальную стоимость будущего актива
Принятие к бухгалтерскому учету
- Унифицированный документ Приказа № 61н — Решение о признании объектов нефинансовых активов (ф. 0510440)
- Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0510448)
Ввод в эксплуатацию
Требование-накладная (ф. 0510451)
Для отдельных видов нефинансовых активов этапы могут быть совмещены или отсутствовать. Например, для материальных запасов первоначальная стоимость чаще всего формируется одним документом поставки и не обособляется в учете в качестве капитальных вложений.
Классификация поступивших ценностей
В п. 34 Инструкции № 157н комиссии предписывается определить категорию поступившего имущества: основные средства, материальные запасы, непроизведенные или нематериальные активы.
Мнение: в этом перечне видов нефинансовых активов, среди которых необходимо произвести выбор, отсутствует такой важный вид объектов, как капитальные вложения. Исходя из логики задач, выполняемых комиссией, именно ей надлежит определить, завершены ли работы по доведению объекта до состояния, пригодного к эксплуатации, или формирование первоначальной стоимости еще продолжается.То есть перечень видов НФА будет следующий:капитальные вложения,
основные средства,
материальные запасы,
непроизведенные и нематериальные активы.
Если поступившие ценности, услуги являются частью будущего объекта и формирование его первоначальной стоимости еще не завершено, комиссия классифицирует этот объект как капитальные вложения, оформляет свое решение протоколом и вместе с ним передает в бухгалтерию первичные документы поставщика для отражения в соответствующих регистрах бухгалтерского учета:
Д-т 0 106 00 300 К-т 0 302 00 73Х — приняты к учету капитальные вложения
Одновременно полученная информация о произведенных капитальных вложениях отражается в регистре — Карточке учета капитальных вложений (ф. 0509211).
При отнесении закупки к категории капитальных вложений комиссия руководствуется:
- планом-графиком закупок, то есть выясняет запланированы ли еще дополнительные затраты;
- поэтапной сметой, строительной документацией при строительстве или создании объекта;
- готовностью объекта к эксплуатации.
При завершении или отсутствии этапа капитальных вложений комиссия классифицирует объект либо как принадлежащий к группе внеоборотных активов — основное средство, непроизведенные/нематериальные активы, либо как материальные запасы.
Первоначальное суждение (внеоборотный или оборотный актив появился в учреждении) выносится на основе предполагаемого срока использования. Стандарт «Основные средства» указывает, что у таких объектов срок больше 12 месяцев, у запасов (Стандарт «Запасы») — меньше.
Уточним: на этом этапе комиссия еще не определяет СПИ с точностью до месяца, достаточно только выявления границы: больше или меньше года, но при этом необходимо принимать во внимание п. 99 Инструкции № 157н, в котором явно названы объекты вида материальных запасов.
Рассуждения комиссии должны быть следующими:
- Проверить, не поименован ли объект в п. 99.
- Если да, то к учету принимаются материальные запасы. Комиссия оформляет Протокол и вместе с первичными документами поставщика передает в бухгалтерию.
- Если нет, то комиссия выясняет предполагаемый срок использования объекта и выносит свое решение исходя из границы в 12 месяцев.
Для большинства объектов, относящихся к категории основных средств (вычислительная техника, автотранспорт, мебель, хозинвентарь и пр.), срок полезного использования достаточно легко находится по амортизационной группе Постановления 1 — больше года. Также легко выявляется срок использования расходных материалов: чистящих, моющих, канцтоваров и пр. Все материалы однократного применения имеют СПИ меньше года.
В некоторых случаях объект закупки (игрушки, настольные игры, калькуляторы, дыроколы, садовый и санитарный инвентарь и пр.) классифицируется с трудом. Тогда комиссия ориентируется на рекомендации производителя и особенности эксплуатации объекта в конкретном, данном учреждении.
Пример. Учебники в общеобразовательном учреждении будут отнесены к библиотечному фонду, так как комиссия твердо уверена, что учебники используются больше года. Но если речь идет о книжках в детском саду, то у малышей они вряд ли «проживут» больше года, поэтому являются материальными запасами.
Особенности определения срока полезного использования отдельных активов должны быть закреплены в учетной политике.
Движимое и недвижимое имущество
Как определить, к какому виду имущества отнести объект?
Расписание курсовКурсы для бухгалтеровПрофпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
Для объекта, признанного основным средством, необходимо будет решить несколько дополнительных вопросов, первый из которых — движимое или недвижимое имущество принимается к учету. Решение принципиально не только для правильного выбора аналитической группы учета, но и для формирования налоговой базы по налогу на имущество, в которую с 2019 года включается только недвижимое имущество.
Инструкции по бухгалтерскому учету и стандарты не раскрывают определение движимого/недвижимого имущества, необходимо апеллировать к положениям ГК РФ. Статья 130 ГК РФ к недвижимому имуществу относит земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно: здания, сооружения, объекты незавершенного строительства и пр.
Недвижимым имуществом признаются также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, помещения и машино-места. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ вещные права на объекты недвижимости подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН).
В учете организаций бюджетной сферы нередко можно встретить в составе недвижимого имущества объекты некапитального характера: ограждения, спортивные площадки, элементы благоустройства, беседки, террасы и пр. Бухгалтер объясняет, что без ущерба этот забор перенести нельзя и на этом основании отнесение его к категории недвижимого имущества оправданно.
Такой подход представляется несколько упрощенным. Федеральная налоговая служба выпустила разъяснения и подобрала материалы правоприменительной практики в квалификации движимого и недвижимого имущества.
Обратите внимание на Письмо ФНС России от 20.04.2020 № БС-4-21/6581@. В нем ведомство ссылается на определение Верховного Суда РФ от 07.04.2016 по делу № 310-ЭС15-16638, в котором отмечено, что вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств (абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК РФ), либо в силу прямого указания федерального закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей (абз. 2 п. 1 ст. 130 ГК РФ). По смыслу ст. 131 ГК РФ устанавливает необходимость государственной регистрации вещных прав на недвижимость. При этом по общему правилу государственная регистрация права на вещь не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости.
В письме приведен обширный перечень судебных решений, и представленные материалы дают учреждениям почву для принятия решения.
Пример судебного решения — Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 № 1160/13. Высшие арбитры указали, что право собственности может быть зарегистрировано лишь в отношении тех вещей, которые, обладая признаками недвижимости, способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав.В материалах дела установлено, что ограждение протяженностью 126,36 м является объектом благоустройства, устроено из профнастила по бетонному фундаменту на естественном основании. Функциональное назначение ограждения позволяет квалифицировать его в качестве строения вспомогательного использования. Сооружение необходимо, чтобы учреждение могло определить границы земельного участка, создать пропускной режим и предотвращать несанкционированный доступ посторонних лиц к комплексу зданий ответчика.Ограждение признано не имеющим самостоятельного хозяйственного назначения, не является отдельным объектом гражданского оборота, выполняет только лишь обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и находящимся на нем зданиям. Несмотря на наличие отдельных элементов, обеспечивающих прочную связь этого сооружения с земельным участком, оно не может быть самостоятельным объектом недвижимости.Полагаем, что выводы, сделанные арбитрами, могут быть применены комиссиями учреждений для аналогичных объектов, признанных в учете объектами недвижимости.
Чтобы выявить основания для отнесения объекта имущества к недвижимости, ведомство рекомендует исследовать:
- Наличие записи об объекте в ЕГРН.
- При отсутствии сведений в ЕГРН — наличие документов, подтверждающих прочную связь объекта с землей и невозможность перемещения объекта без несоразмерного ущерба его назначению.
Пример: для объектов капитального строительства — документов технического учета или технической инвентаризации, разрешений на строительство или на ввод объекта в эксплуатацию, проектной документации, заключения экспертизы или иных документов, в которых содержатся сведения о соответствующих характеристиках объектов, и пр.
- Сложившуюся судебную практику по аналогичным делам.
Когда нужна государственная регистрация недвижимости?
В решении комиссии необходимо зафиксировать и намерение провести государственную регистрацию вещного права (права оперативного управления) на принимаемый к учету объект. В п. 36 Инструкции № 157н запрещается принимать к балансовому учету объекты недвижимости без документов, подтверждающих госрегистрацию права, если такой объект подлежит обязательной регистрации. До момента регистрации он учитывается на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».
По какой стоимости объект принимается к учету?
Расписание курсовКурсы для бухгалтеровПрофпереподготовка, повышение квалификации. Обучение онлайн в Контур.Школе
В обменных операциях приобретения, создания, строительства имущественного объекта вопрос определения первоначальной стоимости не вызывает затруднений — это сумма всех затрат по приобретению и любые фактические расходы, связанные с доведением до состояния, пригодного к эксплуатации. У внеоборотных нефинансовых активов первоначальная стоимость складывается из суммы капитальных вложений, у оборотных обычно равна стоимости, установленной в договоре поставки.
Но в случае необменной операции первоначальную стоимость определяет комиссия учреждения по принятию и выбытию активов.
Стандарты называют первоначальную стоимость НФА, приобретенных в результате необменных операций, справедливой, а Инструкция № 157н — текущей оценочной. В этом контексте названия синонимичны. Стоимость определяется методом рыночных цен на основании сведений о сделках с аналогичным или схожим активом, совершенных без отсрочки платежа. Эта стоимость равна сумме, необходимой при продаже или приобретении таких активов на дату принятия к учету.
Определение текущей оценочной стоимости производится на основе цены, действующей на дату принятия к учету (оприходования) имущества, полученного безвозмездно, на этот или аналогичный вид имущества. Данные о действующей цене должны быть подтверждены документально, а в случаях невозможности — экспертным путем (п. 25 Инструкции № 157н).
При получении имущества от организации бюджетной сферы первоначальной стоимостью будет стоимость, указанная в передаточных документах.
Является ли объект особо ценным движимым имуществом?
Этот вопрос актуален только для бюджетных, автономных учреждений, имеющих такой вид имущества. У казенных учреждений такая группировка не предусмотрена.
Правила отнесения имущества к ОЦДИ регламентируется на каждом уровне бюджета своим НПА. Например, для федеральных учреждений руководствоваться следует Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 538.
Срок полезного использования объекта
В п. 44 Инструкции № 157н СПИ основного средства называется период, в течение которого учреждение планирует использовать объект нефинансовых активов в тех целях, ради которых он был приобретен, создан или получен.
В то же время отдельные виды материальных запасов имеют нормативный срок носки или эксплуатации, поэтому срок полезного использования необходимо определять для каждого объекта нефинансовых активов.
Как определить срок полезного использования, на основании чего комиссия принимает решение, рассказываем в шпаргалке.
Особенности инвентарного учета принимаемого объекта
Единица учета внеоборотных активов — инвентарный объект.
Порядок присвоения инвентарных номеров (кодировка номера, правила нанесения и пр.) учреждение устанавливает в учетной политике согласно требованиям стандартов и Инструкции № 157н. Так, по п. 46 Инструкции № 157н прикреплять жетон или наносить краской инвентарный номер должно материально ответственное лицо в присутствии уполномоченного члена комиссии. Присвоенный инвентарный номер сохраняется за объектом на весь период его нахождения в учреждении.
СГФ «Основные средства» выделяет следующие виды и составы инвентарных объектов:
- Объект имущества со всеми приспособлениями и принадлежностями.
- Отдельный конструктивно обособленный предмет, который предназначен для выполнения определенных самостоятельных функций.
- Обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, которые представляют собой единое целое и предназначены для выполнения определенной работы. Под комплексом понимается один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированных в единый комплекс (на одном фундаменте), в результате чего каждый предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
- Структурная часть основного средства, если у нее:
- можно самостоятельно определить период поступления будущих экономических выгод, полезного потенциала;
- срок полезного использования отличается от остальных частей и ее стоимость составляет значительную величину от общей стоимости основного средства.
- Объекты основных средств, срок полезного использования которых одинаков, а стоимость не является существенной — комплекс объектов основных средств.
Правила признания инвентарной единицы раскрываются в учетной политике учреждения и действуют для всех однородных объектов.
Пример. Учетная политика устанавливает, что элементы спортивной площадки (покрытие, установленное оборудование и тренажеры) признаются инвентарной единицей вида «комплекс конструктивно-сочлененных предметов». Таким же комплексом целесообразно считать элементы благоустройства: дорожки, газоны, малые архитектурные формы, скамейки и пр.
Комплексом конструктивно-сочлененных предметов может признаваться и вычислительная техника, если учреждение в качестве инвентарной единицы считает полностью оборудованное рабочее место. Но может быть и другое решение, когда инвентарной единицей признается отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, например, монитор, системный блок, принтер и пр.
С учетом принятых в учреждении правил формирования инвентарной единицы комиссия принимает решение об инвентарном учете нового объекта.