Мердоки принадлежали морю. Давно. Еще отец отца и даже его дед. В Далбити, что в шотландской области Дамфис-энд-Галловей об этом знает каждый. Более того, достойнейшим сыном этого рода, Уильямом Макмастером, здесь гордятся все. Мемориальная доска тому примером. Редкого туриста, посещающего сей забытый гэльскими Богами городок, обязательно туда приведут.
Приведут и расскажут, как в Государственной Городской средней школе, которую окончил Первый младший офицер “Титаника”, проводится конкурс и разыгрывается премия его имени. А еще поведают, как злонамеренный Джеймс Кэмерон оболгал их земляка за-ради Красного словца. И только после этого перейдут к рассказу дотошному. Что, мол, родился, крестился, ходил по морям и героически, ценой жизни спас…
Уильям Макмастер родился 28 февраля 1873 года. Он был четвертым сыном из шести детей капитана Сэмюэла Мердока и домохозяйки Джейн, в девичестве Мюрхед. По окончании в 1887 году школы, что на Альпайн-стрит. Ну, той самой, где сейчас конкурс и премия, вопроса перед молодым человеком не стояло. Только море. Только моряком и капитаном.
Надо отметить, что второй семейной профессией Мердоков всегда оставалось сапожное дело. Более того, когда-то оно было единственным. Но деды и прадеды породнились с морем. Несколько поколений как тому. С тех пор, где-то с конца XVIII века, все становились моряками. Ну, или почти все.
Дело в том, что мало кто из мужчин Мердоков упокоились на суше. В тени печальной перспективы порешили, что один из наследников должен становиться сапожником. Это не просто традиция. Это необходимость. Как аристократы для сохранения рода передавали старшему имение, а с ним и графское состояние, так и шотландские моряки одного сына оставляли на суше.
Пятилетний курс Ливерпульской морской школы Уильям Макмастер окончил за четыре года. Как говорится, “с Красным дипломом”. Точнее, был теоретический курс в несколько месяцев. А затем почти четыре года плаваний. Боцман, такелаж и морские ветры стали главными учителями кадета.
В таких условиях знания впитываются с солью волн и пота. И опыт наслаивается мозолями. А эти уроки усваиваются сразу и навсегда. 30 сентября 1892 года Уильям Макмастер Мердок в Ливерпульском отделении Британского министерства торговли сдает экзамен. Через девять дней Вторым помощником капитана он поднимается на борт барка “Икике”. Ему девятнадцать.
На протяжении почти трех лет Уильям под командованием своего отца Сэмюэля Мердока ходит между Перу, Чили и Ливерпулем. Некоторое время вместе с ним служит Стенли Лорд. Тот самый, что в 1912 году будет капитаном “Калифорниен”. И по ряду причин не придет на помощь “Титанику”. А пока они хорошие приятели. И оба начинают путь морских офицеров.
25 марта 1895 года Уильям Макмастер получает сертификат Первого помощника капитана. А уже 17 мая в новой должности он чуть не погиб у берегов Уругвая вместе со “Святым Катбертом”. Который примерно в тех местах все таки затонет. Но через два года и уже без Мердока.
В 1896 году Уильям Макмастер держит экзамен в Ливерпуле и получает сертификат “Экстра мастера”. С этого же года по май 1899 он в качестве Старшего офицера курсирует на четырехмачтовом стальном бриге “Лидгейт” между Нью-Йорком и Шанхаем.
В октябре 1899 года Мердок зачислен в резерв Королевского Военно-морского флота. Некоторое время он вновь под командованием отца. На “Икике”, только уже Первым помощником участвует в военных поставках в Южную-Африку. А в 1900 году Уильям Макмастер зачислен в штат крупнейшей британской судоходной компании “Уайт Стар Лайн”. Туда брали только лучших.
Он мечтает ходить на пассажирских судах. Его грезы начинают материализоваться. На всех парах своего таланта, подгоняемый неуемным трудолюбием, Мердок летит к вершине своей карьеры. К крупнейшему пассажирскому лайнеру. К “Титанику”.
Тени будущего незримо сопровождают как на суше, так и в море. Вместе с ним к той же мечте, тем же путем идет Чарльз Герберт Лайтоллер. Вместе они служат на грузопассажирском пароходе “Мэдик”. Первом их судне в компании “Уайт Стар Лайн”. Вместе они будут в роковую ночь на “Титанике”. Вот только один в море уйдет навсегда, а второй станет писать воспоминания о первом.
В 1903 году Уильям Макмастер служит Вторым офицером на пассажирском лайнере “Руник”. Они мотались между Австралией и Британией. В одном из рейсов Мердок познакомился двадцатидевятилетней учительницей из Крайстчерча, Новой Зеландии Адой Флоренс Бенкс. После долгого морского перехода они начали длительную переписку, также поддержанную морем.
2 сентября 1907 года их морской роман в церкви Святого Дионисия, что в Саутгемптоне, стал сначала небесным браком, а затем и вполне земным. Своего дома у Уильяма не было. Он жил на просторах океанов. Молодую невесту Мердок привел в дом свидетеля их венчания и по совместительству своего начальника, капитана Уильяма Джеймса Ханны. Там же он оставит ее 10 апреля 1912 года, когда уйдет на “Титанике”.
В июне 1903 года Уильям Макмастер выходит на самый престижный среди моряков Северо-Атлантический маршрут. Он в шаге от вершины своей морской карьеры. 26 числа в свой первый рейс под командованием капитана Бертрама Фокса Хейса выходит лайнер “Арабик”. На его борту Вторым офицером служит Мердок. В одну из ночей он нес вахту вместе со Старшим офицером Фоксом.
В какой-то момент, совершенно неожиданно по левому борту они заметили парусник. Он шел прямо на них. Фокс отдал приказ рулевому: Право на борт! Если бы приказ был выполнен, то столкновение вскользь было бы неизбежным. Это мгновенно осознал Мердок. Вопреки приказу старшего, он оттолкнул квартирмейстера и удержал “Арабик” на прежнем курсе. Таким образом, миновав катастрофу. Ту, что случится на этом же маршруте, но через восемь лет.
В январе 1904 года Мердок переходит на более крупные лайнеры. Последним и самым большим из этой серии был “Титаник”. А первым - “Селтик”. Вот на нем, до мая 1911 года, он ходит по Северо-Атлантическому маршруту от Ливерпуля до Нью-Йорка и обратно. Так продолжается до назначения Уильяма Макмастера Первым помощником на “Олимпик”.
Хоть и меньшему по водоизмещению, но все же старшему брату “Титаника”, требовались наиболее опытные моряки и офицеры. Эдвард Джон Смит набирал команду лучших. Лучших не только из штата “Уайт Стар Лайн”, но и всего флота Британии. А значит, самых лучших в мире на тот момент.
С этой командой он потом примет самый большой, самый скоростной, самый безопасный и самый комфортабельный пароход. С этой командой, только через год, они потерпят самую известную катастрофу на море.
14 июня 1911 года “Олимпик” и его лучшая команда впервые вышли на Северо-Атлантический маршрут. А уже в сентябре того же года, во время его пятого рейса, произошел инцидент, который практически разорил “Уайт Стар Лайн”. Покрыть издержки этого события должен был “Титаник”.
20-го лоцман вел “Олимпик” к Ла-Маншу. Параллельно шел крейсер Ее Величества “Хоук”. При изменении галса огромного трансатлантического лайнера, военный корабль “затянуло” на курс пассажирского парохода. Он своим форштевнем протаранил ниже ватерлинии борт “Олимпика”. Эффект Бернулли был доказан на практике. При соответствующей скорости значительно меньшее притягивается значительно большим.
По март 1912 года “Олимпик” ремонтируется в доках. Выходит на испытания и вновь терпит поломки. Ломает винт во время шторма по пути в Нью-Йорк и садится на мель недалеко от Белфаста. Тени будущего неотступны. Лучшая в мире команда не выходит на лучший в мире маршрут на лучшем в мире лайнере.
Так происходит до нового назначения. Теперь самый скоростной, самый большой другой пароход. Мердока и его товарищей ждал “Титаник”. Теперь ему требовалась лучшая в мире команда. Изначально Уильям Макмастер с характеристиками: “Он был нашим лучшим” и “Надежнейшего и осмотрительного” был зачислен на должность Старшего офицера.
Однако затем переведен на Первого младшего. Капитан Эдвард Джон Смит Старшим назначил Генри Уайльда. Старый знакомый Мердока Чарльз Лайтоллер зачислен Вторым младшим. На место Дэвида Блера. Тот остался без места “на самом лучшем, безопасном и быстроходном”, о чем, вероятно, жалел недолго.
10 апреля 1912 года при выходе из Саутгемптона от 44 причала Мердок находился на корме лайнера. Так же, как и в случае с “Олимпиком”. Тогда, когда тот столкнулся с крейсером “Хоук”. В это раз под борт “Титаника” чуть не затянуло пароход “Нью-Йорк”. Тени будущего, обычно заметные потом, в этот раз приняли наиболее четкие очертания. Но никто не осмелился их прочитать.
14 апреля 1912 года в 23 часа 39 минут на мостике раздалось: Айсберг прямо по курсу! На вахте стоял Первый младший офицер Мердок. До столкновения оставалось 37 секунд. Это все, что было у Уильяма Макмастера на принятие решения. Любое из которых было плохим. Любое вело к катастрофе. Которая готовилась еще на стапелях судостроительной верфи и продолжала накапливать потенциал день ото дня. Милю от мили.
Первый младший офицер “Титаника” Мердок принял единственное решение, которое могло бы исправить давно подготовленное положение. Но… Но 37 секунд. Мало не только для раздумий пусть и самого подготовленного офицера. Но мало для изменения траектории движения самого большого и самого быстроходного корабля того времени.
Все, что оставалось Уильяму Макмастеру, так это попытаться спасти как можно больше человеческих жизней. Он руководил эвакуацией с правого борта. И организовал погрузку пассажиров таким образом, что 75 процентов спасенных обязаны жизнями ему.
10 шлюпок, спущенных на воду с правого борта были наиболее заполнены людьми. Эвакуацией с левого руководил старый приятель Мердока Лайтоллер. Здесь спаслось намного меньше пассажиров. Шлюпки опускались почти пустыми. Зато сам Чарльз Герберт потом писал воспоминания.
Джеймс Кэмерон снял два эпизода, за которые его очень не любят в Далбити. По сюжету Мердок расстрелял двух пассажиров, пытавшихся завладеть обстановкой и начать эвакуацию по своему усмотрению. А затем, осознав безнадежность положения, застрелился.
Не было ни одного свидетеля ни тому, ни другому. Все, кто знал Мердока, утверждают, что стрелять он бы не стал точно. Набить лицо — пожалуйста. Но убить — нет. Более того, последний раз Уильяма видели пытающимся спустить на воду складную шлюпку “А”.
Стреляться ему было некогда. Он до конца делал то, что должен. Некоторые утверждали, что видели Первого младшего офицера в воде. Так или иначе, но тело его не нашли. Уильям Макмастер ушел в плавание навсегда. И никакие тени будущего помешать этому не могли. Ведь Мердоки давно принадлежали морю.