Найти в Дзене

48. Тема 45. Контрольная работа по темам: "Морфемика. Словообразование".

Оглавление
Художник Александр Левченков.
Художник Александр Левченков.

Задание 1.

Работа в тетради. Напиши число, тему "Контрольная работа на тему "Морфемика. Словообразование".

Задание 2.

Контрольную работу проведём, используя текст рассказа замечательного советского детского писателя Виталия Валентиновича Бианки. (Иллюстрации художника И. Колтушиной).

Бианки Виталий Валентинович. Детский писатель. 1894 - 1959.
Бианки Виталий Валентинович. Детский писатель. 1894 - 1959.

Прочитай текст.

МУЗЫКАНТ.

Старый медвежатник сидел на завалинке и пиликал на скрипке. Он очень любил музыку и старался сам научиться играть. Плохо у него выходило, но старик и тем был доволен, что у него своя музыка. Мимо проходил знакомый колхозник и говорит старику:

— Брось-ка ты свою скрипку-то, берись за ружьё. Из ружья у тебя лучше выходит. Я сейчас медведя видел в лесу.

Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя. Взял ружьё и пошёл в лес.

В лесу старик долго искал медведя, но не нашёл даже и следа его.

Устал старик и присел на пенёк отдохнуть.

-3

Тихо-тихо было в лесу. Ни сучок нигде не треснет, ни птица голосу не подаст. Вдруг старик услыхал: «Дзенн!..» Красивый такой звук, как струна пропела.

Немного погодя опять: «Дзенн!..»

Старик удивился:

«Кто же это в лесу на струне играет?»

А из лесу опять: «Дзенн!..» — да так звонко, ласково.

Старик встал с пенька и осторожно пошёл туда, откуда слышался звук. Звук слышался с опушки.

Старик подкрался из-за ёлочки и видит: на опушке разбитое грозой дерево, из него торчат длинные щепки. А под деревом сидит медведь, схватил одну щепку лапой. Медведь потянул к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» — как струна запела.

-4

Медведь наклонил голову и слушает.

Старик тоже слушает: хорошо поёт щепка.

Замолк звук, — медведь опять за своё: оттянул щепку и пустил.

Вечером знакомый колхозник ещё раз проходил мимо избы медвежатника. Старик опять сидел на завалинке со скрипкой. Он пальцем дёргал одну струну, и струна тихонечко пела: «Дзинн!..»

Колхозник спросил старика:

— Ну что, убил медведя?

— Нет, — ответил старик.

— Что ж так?

— Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я?

И старик рассказал колхознику, как медведь играл на расщеплённом грозой дереве.

/Текст и иллюстрации взяты с сайта "Мишка-книжка"/.

Задание.

1.Выпиши в тетрадь выделенные слова в столбик.

2.Определи способ словообразования каждого слова, сначала определив исходное слово.

3.Выяви и запиши словообразовательную цепочку слова "расщеплённом".

4.Сделай словообразовательный разбор слова "расщеплённом".

-5

Задание 2. Проверь правильность выполнения контрольной работы.

1,2.

Медвежатник - медведь - медвеж-ат-ник (морфологический, суффиксальный, д/ж - истор. чередов.).

Колхозник - колхоз - колхоз-ник (морфологический, суффиксальный).

Пропела - петь - пе-л-а - про-пе-л-а (морфологический, префиксальный - приставочный).

Удивился - диво - у-див-и-л-ся (морфологический, префиксально-постфиксальный).

Осторожно - сторож - о-сторож-н-о (морфологический, префиксально-суффиксальный).

Разбитое - бить - раз-бит-ое (морфологический, префиксальный - приставочный).

Оттянул - тянуть - от -тя-ну-л (морфологический, префиксальный - приставочный).

Рассказал - сказать - рас-сказ-а-л (морфологический, префиксальный - приставочный).

Расщеплённом - щепа - рас-щеп-л-ённ-ом (морфологический, префиксально-суффиксальный).

3.

Расщеплённом - щепа - щепить - расщеплять - рас-щеп-л-ённ-ом.

4.

Словообразовательный разбор слова "расщеплённом".

1.Расщеплённом - прич., нач.ф.: расщеплённый. 2.Расщеплённый – щепить (от щепа), исх.слово – щепить; 3.Производящ. основа – щепи-; основа анализир. (производн.) слова - расщеплённ-; 4. Рас-щеп-л-ённ-ом. 5.Морфологический, приставочно-суффиксальный способ. 6. Нет.

-6

Подведём итоги занятия. Рефлексия.

1)Подумай и ответь: что после изучения этой темы тебе важно уяснить?

2)Расскажи, что ты повторил (повторила), а что нового узнал (узнала) на этом занятии.

3)Скажи, что было для тебя наиболее трудным?

4)Было ли тебе интересно изучать эту тему? Что оказалось наиболее интересным?

Домашнее задание.

1.Повтори все сведения по изученной теме.

-7

Дорогие друзья! Если Вы считаете мою Школу русского языка и словесности полезной Вам и другим людям, ставьте лайки, делитесь ими в соц.сетях, подписывайтесь на мой канал!

Помогите продвижению знаний русского языка и словесности на просторах интернета!

Я буду рада и благодарна Вам.

*************

Поддержать автора: Сбербанк: 2202 2069 5648 6927.