Меня спросили, а есть ли у воспитателей в детском доме какие-то явные отличия от воспитателей в детском саду?
Кто впервые на моем канале - он про родительство и детей. В том числе и про того ребенка, который дался мне труднее всех - приемного.
Сложно ответить. Приблизительно так же, как выделить общие черты у воспитателей в детском саду. Вот какие они? Я водила детей суммарно в 4 садика, видела 9 воспитателей. Разные они. Одну я до сих пор поздравляю с днём рождения. А про одну мне трудно найти добрые слова - после всего, что Максим рассказал о своих с ней взаимоотношениях когда уже подрос.
А воспитателей в детском доме я знала всего ничего, ещё труднее составить о них какое-то коллективное мнение. Но попробую.
Мне кажется, главное отличие воспитателей в детском доме - они спокойнее, потому что ощущают детей своими. Не в том смысле, что становятся им прямо ближе, чем мама, а в аспекте того, что не боятся мелких придирок.
Они очень спокойно относились к тому, что Денис пачкался на прогулках. Да, дети пачкаются, но к ним не прибежит никакая дурная мамаша ругаться за изгвозданный комбинезон.
Когда в межсезонье вдруг затеплело, воспитательница, собирая Дениса на прогулку, сама предложила не надевать ему куртку, а надеть просто свитер, чтоб не упрел. Все логично, на улице +16 и солнце жарит. Хоть и апрель, но я бы и сама своих детей одела бы полегче. Но такое я в саду от воспитателей еще никогда не слышала, они, как правило, наоборот, стремятся, по возможности, надеть лишнюю куртку. А воспитатели в ДД знают, что не придется объяснятся с родителями за то, что они, якобы, заморозили ребенка и тот заболел.
Конечно, отсутствие стороннего контроля - палка о двух концах. Разумным людям, не желающим детям вреда, отсутствие противоречивых претензий только на пользу. Можно одеть ребенка полегче, чтоб не вспотел, можно разрешить ему на прогулке бегать в пределах площадки, можно нормально проветривать помещение группы - много чего можно сделать, не отвечая за мелкие царапины и лёгкие простуды, неизбежные у маленьких детей, в какую бы вату их не заворачивали черезчур тревожные родители.
Но, с другой стороны, понятно же, что если в воспитатели пошел человек без совести, то защиты детям искать негде. Оттуда и леденящие кровь истории о нacилии и пoбoях в детских домах - абсолютная влaсть некоторых людей рaзврaщает абсолютно.
Денису повезло: в том детском доме, из которого мы его взяли, воспитатели не были садистaми или изврaщeнцами, своей влacтью не упивались, а, наоборот, вполне пытались ее передать.
Например, очень быстро мне стали на Дениса жаловаться, как, например, жалуются на кровных детей на родительских собраниях. С акцентом "вы уж примите меры":
- Я вчера водила Дениса на узи, ох, как он баловался! Конечно, там что-то затянули, дети измучились, но все-таки остальные вели себя прилично. Вы уж скажите ему вести себя хорошо!
Я обещаю обязательно сказать, а сама удивляюсь, как легко, буквально за несколько встреч, на меня перекинули ответственность за поведение ребенка.
Нет, я не против, но лёгкость, с которой с Денисом эмоционально расстаются - поражает. Большинство воспитателей садиков привязываются к детям, мне кажется, куда сильнее. Несомненно, потому что могут себе позволить это. У детей есть родители, с воспитателями, в идеале, формируются здоровые отношения учителя и ученика. А воспитатель в детском доме, позволивший себе привязанность к воспитаннику, почти неизбежно получит попытку переноса родительско-детской модели. Поэтому я лично не могу осудить их за бОльшую, чем в саду, эмоциональную дистанцию.
Зато и расстается с ними ребенок без трагедии, если ему повезло выйти из системы. Как существуют те, кто там остался - я стараюсь не думать. Непривычная это модель - когда дети при взрослом, считающим его своим, но легко готовым расстаться с ребенком, как будто в нем нет никакой ценности.
< Предыстория || Продолжение >