Про феномен Шерил Портер и про то, что мне в ней нравится, а также совпадает с моими взглядами и приемами преподавания писала здесь:
В ее методе собрано всё нужное в комплексе и в этом видео можно послушать про каждый раздел ее методики и понять, что вы получите от этого обучения.
Сегодня хочу обратить ваше внимание на 6 раздел и на умение переключаться между регистрами, описанными в методе Шерил Портер.
Преподавание вокала.
Шестой раздел ВОКАЛЬНЫЕ РЕГИСТРЫ.
1 ЭТАП.
В отечественной методике важнейшей задачей работы с вокальными регистрами полагается их выравнивание и максимальное сглаживание с целью незаметного перехода от регистра к регистру.
Во многих западных методиках считается, что сглаженный диапазон — это стандартная работа вокального аппарата, но это только первая ступень мастерства.
2 ЭТАП.
Если вы знаете 4 регистра: грудной, головной, смешанный(микст) и фальцет, то Шерил выделяет следующие 6 вокальных регистров:
- Штробас — самый низкий вокальный регистр, хрипловатый звук, который образуется с помощью колебания ложных связок. Это происходит из-за наличия шума (хрипа, рычания).
- Грудной — начинается после штробаса и связан с резонированием в области грудной клетки.
- Микстовый — это переходный регистр, который позволяет певцам сделать незаметным для уха переключение грудного и головного звучания путем их смешения. Границы этого диапазона индивидуальны.
- Головной — это способ фонации без привлечения грудного окраса, звук резонирует только в голове.
- Фальцетный — (от итальянского «ложный») исторически считался неестественным, искусственным звуком. Сегодня фальцет широко применяется, поэтому требует тщательной отработки.
6. Свистковый — находится выше фальцета и является самым высоким регистром.
И следующий этап — отработка выраженного переключения между регистрами, которое требует особой тренировки.
Суть в том ,что исполнение одной и той же по высоте ноты может быть грудным, микстовым и головным. Чтобы осуществлять подобное переключение в быстром темпе нужно быть довольно опытным вокалистом, хорошо владеющим регистровыми нюансами.
Чем надо овладеть по сути :
- сначала умелым звукоизвлечением в каждом регистре, т.е. без ущерба для голоса то похрипеть, то зазвучать больше в груди, то больше в голов, то смешать грудь и голову, то звучать пусто ложными связками, то высоко и тонко звучать, как свистеть.
- потом умелым, значит быстрым и комфортным для вас переключением между регистрами.
А вот это и представляет собой сложность!
Регистр - это переключение, как рубильник. Он переключает ваш звук.
На грудном регистре задействована одна ткань связок. А на фальцете другая.
Как научиться делать переходы между регистрами.
Упражнение.
1.Вот вы спели часть фразы на грудном регистре, а часть хотите спеть фальцетом.
Берете две ноты , например в терцию. Одну поете грудным регистром, а вторую фальцетом. И так повторяете много раз медленно.
Потом ускоряете темп.
Вам нужно научиться прочувствовать как ваши связки переключаются в одно и в другое положение.
2.Делайте все то же самое, только пусть это будут не две разные ноты, а одна и та же нота. Это может показаться немного сложнее.
Пропевайте ее грудным регистром и потом фальцетом, снова грудным и снова фальцетом. И ускоряйте темп.
Так же следите за четкостью, не теряя контроль. И ускоряйте только если все получается.
В чем еще есть сложность рассмотрим на примере штробаса:
1.Сначала даже поскрипев и начать петь после скрипа непросто. Надо поупражняться и привыкнуть так извлекать звук.
2.Потом ,когда отдельно на фразе начинает получаться, то это почему-то не всегда включается в нужном месте во время песни?
3.А если долго скрипеть, то голос становиться сиплым?! Оказывается это не очень полезно для связок?! И надо скрипеть дозированно и очень аккуратно.
4.Но ведь это очень красиво, когда сделано умело, такая краска любима есть в палитре каждого современного певца.
Поэтому умение петь такое не простое дело. Потому и сложно самому учиться вокалу.
Нужна система, чтобы не думать каждый раз, что делать.
Важно делать небольшие и правильные шаги от простого к сложному.
Записывайтесь в нашу школу вокала и ваше обучение будет системным.
И пусть это станет для вас легко, как переключать кнопки на пульте.
Пишите здесь в комментариях "Хочу на урок" или в группе ВК в сообщениях.