Лето – популярное время для сдачи новостроек и начала их заселения: удобно выполнять благоустройство и, прежде всего, озеленение. Это значит, что июль и август – горячая пора и для дольщиков, которым необходимо сделать последний шаг перед тем, как стать полновесным обладателем новой квартиры. При этом к подписанию акта о ее передаче многие относятся довольно легкомысленно. А зря.
Подписывая акт приемки новой квартиры, вы, с точки зрения действующего законодательства, официально подтверждаете, что никаких претензий к застройщику не имеете, квартира вам нравится и переделывать ничего не требуется. И даже если вы затем обнаруживаете какие-то дефекты, которые попросту прозевали, то права на предъявление претензий у вас уже нет.
Но несмотря на обилие в интернете различных статей и инструкций относительно правил приемки квартир в новостройках, все равно разнообразных мифов в этой сфере предостаточно. Связаны они, в том числе, с периодически меняющимся законодательством, благодаря чему ранее действительно достоверные факты переходят в разряд заблуждений. Разберем поподробнее, о чем идет речь.
Миф первый – Можно подписывать всё, что угодно, ведь всё равно застройщик всё должен исправить по гарантии
Гарантийные обязательства у девелопера действительно есть (как и у любого другого производителя чего бы-то ни было). На инженерное оборудование – трубы, лифты, насосы, электропроводку и пр. – три года. На конструктивные элементы – от пяти лет. Например, если дом немного осядет и у вас перекосит окна, то исправлять это – обязанность застройщика.
Но такое в современных новостройках происходит всё же крайне редко. При этом выравнивать стены, устранять сколы на окнах и прочие мелкие недоделки девелопер должен только в том случае, если вы их перечислили в передаточном акте. На это у него есть 60 дней. Всё, что выявлено после, придется исправлять за свой счёт, поскольку подразумевается, что это уже не недоделки, а повреждения из-за неправильной эксплуатации.
Миф второй – на приемке надо обязательно присутствовать лично
На самом деле, это - желательно, но не обязательно. В конце концов, раз квартиру же можно продать по доверенности, то почему нельзя принять? Находящиеся в других регионах покупатели, которым долго и дорого лететь или ехать в Петербург, могут оформить нотариальную доверенность в своем городе и переслать ее по информационной системе ЕНОТ. Причем замещающий владельца человек необязательно должен быть родственником – иногда привлекают для этого специалистов-приемщиков. А за процессом вполне можно наблюдать дистанционно по видеосвязи.
По большому счету, можно вовсе не посещать будущую квартиру, а подписать акт сразу же. Многие в пандемию именно так и делали. Впрочем, это, как вы понимаете, довольно рискованно.
Миф третий – можно тянуть с приемкой многие месяцы
Так и было еще не так давно, когда конкретные сроки в законе о долевом строительстве прописаны не были. Иногда дольщики не принимали квартиры даже год и более, не оплачивая коммунальные услуги (такая обязанность наступает только после подписания акта) и ожидая, когда цены на недвижимость поднимутся максимально, чтобы продать право требования по переуступке.
Такого рода «потребительский экстремизм» теперь невозможен: после получения уведомления дольщик должен в течение семи дней записаться на приемку. И в течение двух месяцев провести осмотр. Если же этого не сделать, то застройщик имеет право самостоятельно подписать односторонний акт приемки.
Миф четвертый – можно вместо исправления недоделок потребовать у застройщика деньги
И это в нынешней редакции законодательства невозможно. Порядок приемки квартиры изменился после вступления в силу постановления правительства № 442 от 23 марта 2022 года. Правда, пока нововведения действует только до конца текущего года, но велика вероятность, что их сделают бессрочными. В любом случае, прямо сейчас требовать денежную компенсацию у застройщика, чтобы исправить дефекты самостоятельно, дольщик права не имеет. Изменения были внесены для противоборства тем дольщикам, которые не столько выявляют недостатки квартир, сколько стремятся урвать побольше с девелопера.
Миф пятый – главная цель застройщика – утаить дефекты и обмануть дольщика
Уверенность в том, что сданная квартира нашпигована всевозможными изъянами, которые девелопер пытается скрыть при помощи всевозможных ухищрений, идет прямиком из начала «нулевых», когда качество возводимых в Петербурге домов действительно было куда ниже, чем теперь. Тогда совершеннейшей нормой было приглашать на приемку в дом, который даже не был подключен к электричеству и водопроводу. Известен и случай, когда в одну из парадных застройщик «забыл» установить лифт. И в итоге платить за его монтаж пришлось самим жильцам.
Такие вопиющие случаи сегодня невозможны, но, однако же, мелкими, но неприятными недочетами, которые не всегда можно обнаружить, некоторые застройщики грешат. Что делать, чтобы минимизировать риски? Приобретать квартиру у проверенной компании, которая дорожит своей репутацией. Например, во всех кварталах «Ленстройтреста» качество строительства проверяется трижды: подрядчиками, затем самим застройщиком и, наконец, гарантийным отделом. Как результат – количество случаев, когда приходится что-то переделывать, единично.
Подписывайтесь и переходите на сайт, чтобы узнать подробнее о проектах застройщика "Ленстройтрест"