Продолжаем (заканчиваем) знакомиться с боевой службой французского линкора "Курбэ" и его систешипов, начало статьи ЗДЕСЬ и ТУТ
Итак, пройдя Первую мировую и послевоенные годы в походах и модернизациях, первый французский дредноут "Курбэ" дожил и до нового мирового потрясения.
Лето 1939 года линкор «Курбэ», несмотря на почтенный возраст, встретил все еще "на ходу" в составе 3-й дивизии линкоров 5-й эскадры. В составе этого соединения в июле он перешел в Брест, где продолжил готовить курсантов артиллерийской школы, проводя стрельбы в бухте Киберон. К концу мая 1940 года, в то время, когда немецкие войска уже осуществляли прорыв через Бельгию, линкор «Курбэ» был укомплектован по штатам военного времени (только через девять месяцев войны) и стал готовиться принять участие в боевых действиях на севере Франции. И вот с июня 1940 года он был временно назначен для береговой обороны с базированием на Шербур.
Оборона Франции в начале войны – отдельная история, и, по нашему мнению, этот этап Второй мировой можно охарактеризовать как период всеобщей растерянности, отступлений, капитуляций и бегства британских экспедиционных войск и французских соединений. Такая оценка не умаляет героизм отдельных частей, подразделений, французскийх и британских солдат и офицеров, которые старались сдержать танки Гудериана и Роммеля, но характеризует неспособность союзного командования организовать должное сопротивление.
Общеизвестна эвакуация войск (по сути, бегство) из Дюнкерка, за которой последовала сдача Кале, Булони, Гавра, а вскоре дошла очередь и до Шербура и Бреста. В этой неразберихе, когда за 4 недели июня немецкие войска от границ Бельгии дошли до Атлантического побережья Франции, французские корабли были больше озадачены эвакуацией войск и собственным спасением, чем сопротивлением противнику и оказанием помощи сухопутным войскам. Впрочем, сухопутных войск как организованной силы практически уже не оставалось (на тот момент, к весен 1940 года). В этой ситуации французское Адмиралтейство пыталось хоть что-то предпринять, предлагая иногда довольно авантюрные решения.
Так для помощи Дюнкерку, когда еще ситуация не вырвалась из под контроля союзного командования, был подготовлен "любопытный" план
Согласно нему, как вспоминает П.Офан и Ж.Мордаль: «… два старых линкора «Курбэ» и «Париж», имеющие по 10-305-мм орудий на борт каждый, были срочно, за 96 часов, снаряжены к походу в Брест, оборудованы зенитками и посланы в Шербур 28 мая, где ожидали приказа адмирала, готовясь к использованию в качестве «расходного материала». В намерения адмирала Абриаля (так называемого «Адмирала Севера») входило применить эти корабли на дистанции прямого выстрела для поддержки контратаки, запланированной для расширения периметра укрепленного района Дюнкерка на запад, в направлении Кале».
К счастью для первых французских дредноутов, у союзников не нашлось войск для проведения этой операции. Интересное утверждение, если, по словам тех же авторов в Дюнкерке «… немцы взяли от 35 000 до 40 000 пленных, однако 215 000 англичан и 123 000 французов удалось ускользнуть от врага». Действительно, откуда взять войска для контратаки, если имеется «только» 373 000 человек, да простят меня читатели за иронию.
К тому же возникает вопрос, как «бравый адмирал» собирался вывести линкоры с осадкой 9,5 метров на дистанцию прямого выстрела для стрельбы по берегу, если подходы к Дюнкерку достаточно мелководны, за исключением фарватеров и портовой гавани. В любом случае «Курбэ» и «Париж» не были задействованы для обороны Дюнкерка. А вскоре линкор «Париж» получил бомбовое попадание (повреждение носовой части), когда вел обстрел немецких войск в районе Гавра, после которого он ушел в Шербур, а затем в Брест для ремонта.
Во второй половине июня французские войска отступили к Шербуру. Несмотря на то, что была намечена линия обороны между Карантаном и Картре, которую удерживали около 5000 солдат и моряков, остановить танковые колонны немцев не удалось. Интересно, что в этом районе ширина перешейка около 35 км, что позволяло бы пушкам «Курбэ» простреливать его практически целиком. А если учесть, что у западного побережья полуострова действовали эсминец «Леопард» (тип «Ягуар»), авизо «Саворьян де Бразза» (тип «Бугенвиль») и 2 миноносца, то была возможность создать огневой вал, который был способен, при должной корректировке, остановить колонны противника хотя бы на время. Кто помнит события русско-японской войны - получалось нечто похожее на перешеек у Цзиньджоу (да простят меня читатели за такую аналогию), где русские канонерские лодки доставили наступавшим японцам много неприятностей. Но этого не случилось.
Сражение с танками Роммеля, стремившимися к Шербуру, началось 18 июня уже на подступах к городу – французское командование не смогло организовать оборону базы на дальних рубежах. Но про «Курбэ» не забыли – к востоку от Шербура, там, где четыре года спустя высадились американцы, старый линкор (командир – капитан 1-го ранга Круазе) огнем своих пушек накрыл колонны противника, заставив его остановиться. Старый линкор - ветеран наконец смог применить свои пушки для стрельбы по противнику (через 25 лет, почти).
При линкоре находился авизо «Амьен» (644 т, 19 узлов, 2х1-138-мм, 1х1-75-мм, 4 пулемета), практически ровесник линкора, и охотники «Ch.13» и «Ch.43» (134 т, 15,5 узла, 1х1-75-мм, 2 пулемета). Благодаря огню корабельной артиллерии, этот участок обороны сдался лишь после падения Шербура, который пал 19 июня 1940 года. Как видим, оборона базы была не долгой, в этой ситуации «Курбэ» ушел в Портсмут, где 3 июля был интернирован англичанами. При всем уважении к нашим западным союзникам во Второй мировой войне - они достаточно легко и быстро сдавали свои военно-морские базы. Из Шербура и Сингапура как то не получился Севастополь у них, но что было, то было.
В жизни старого линкора наступил новый период. По данным Ю.И.Александрова, на линкор в этот период был нанесен искажающий камуфляж, а уже 10 июля 1940 года, то есть через три недели после интернирования, линкор «Курбэ» был передан британцами морским силам «Свободной Франции». Интересно, что уже 18 июня, когда еще не пал Шербур, де Голль в Великобритании заявил о создании движения, в последующем получившем название «Свободная Франция». И к концу 1940 года участников этого движения было всего около 7000, но у них уже был свой линкор!
В 1940 году линкор «Курбэ» был включен в систему противовоздушной обороны Портсмута, а 10 марта 1941 года его зенитчики отличились, сбив несколько немецких самолетов при налете на эту британскую базу. Но этот боевой успех стал практически последним огневым успехом старого дредноута – 31 марта корабль разоружили, видимо у «Свободной Франции» были более важные и первостепенные задачи, чем обеспечение ПВО Портсмута.
Про старый линкор вспомнили при подготовке вторжения союзников во Францию (операция «Нептун»/«Оверлорд»). В ходе подготовки к высадке десанта прорабатывались многие детали. В частности, понимая, что высадка будет осуществляться на необорудованное побережье, был сделан вывод о необходимости обеспечения прикрытия мелких десантных судов от волнения и ветра. В этих целях были подготовлены так называемые «гузберри» –блокшивы, старые суда, которые должны были быть затоплены в районах высадки. В некоторых источниках термином «Гузберри» («gooseberry») обозначали не сами суда, а своеобразные причальные стенки, защищавшие от ветра и волны стоянки и места разгрузки большого числа малых судов.
Первый конвой «Конкоб», состоявший из «Гузберри», прибыл к берегам Нормандии уже на второй день высадки («Д+1»). Флагманом этого конвоя был старый английский крейсер «Дурбан», на котором находился капитан 1-го ранга Л.Б.Хилл, ответственный за затопление «Гузберри» в нужных местах.
В состав этого конвоя вошел и линкор «Курбэ», с которого заранее сняли все ценное оборудование. Анализируя фотографии того периода, видно, что орудия главного калибра были сохранены в башнях линкора, но данных о том, что они вели огонь, нет – видимо к этому времени его 305-мм орудия уже не имели никакой ценности для союзников, да и боеприпасы, вероятно, отсутствовали. В то же время, судя по тому, что все суда конвоя, за исключением «Курбэ», пересекли Ла-Манш самостоятельно, а линкор вели на буксире, его ГЭУ уже была или демонтирована или полностью неисправна. Линкор, как и все суда конвоя, был подготовлен к затоплению при помощи подрывных зарядов, подвешенных на обоих бортах на три фута ниже ватерлинии.
В число «Гузберри», кроме того, входили бывшая радиоуправляемая цель – старый британский линкор «Центурион», голландский крейсер «Суматра», а также 31 английское и 25 американских торговых судов – всего 60 различных кораблей.
По данным А.Б.Широкорада, «Гузберри» были разделены на пять групп. Одна из них должна была быть затопленной восточнее Сен-Мар-тен-де-Варревиля, четыре других – севернее Сен-Лорана, Арроманша, Курселя и Уистреама. Несмотря на противодействие противника и уничтожение многих береговых ориентиров, корабли были затоплены строго по плану. Работа была закончена ко дню «Д+4».
Позицию «Гузберри» у Уистреама занял линкор «Курбэ», интересно, что его место затопления было изменено по требованию адмирала Тэлбота с тем, чтобы дать якорной стоянке большую защиту с северо-запада, а не с северо-востока – решение, о котором позднее пришлось очень пожалеть. По оценкам современников и послевоенных экспертов, «Гузберри» оправдали все возложенные на них надежды. Они оказались совершенно бесценными в качестве искусственных брекватеров, обеспечивающих нормальную работу малых судов и барж вблизи побережья. Кроме того, они служили базами для производства эксплуатационных и ремонтных работ, а также жилыми помещениями для личного состава, выполнявшего эти работы.
Как отмечает А.Б.Широкорад в книге «Атлантический вал Гитлера»: «…Прошло много времени, прежде чем немцы поняли их назначение. В боевом дневнике группы «Запад» в записи от 27 июня (день «Д + 21») об этих судах говорится как о судах, подорвавшихся на минах».
Но затопленный «Курбэ» не был брошен, на нем остались зенитные расчеты, более того, как пишет Ю.И.Александров: «…был вывешен огромный флаг с лотарингским крестом (символом «Свободной Франции»)». Судя по всему, немцы заинтересовались затопленным кораблем и регулярно подвергали его бомбардировкам, а чуть позже, 17 августа линкор был атакован и подорван двумя немецкими человеко-торпедами. Полученные повреждения уже не могли ухудшить его положение и только способствовали тому, чтобы после окончания боевых действий корпус первого французского дредноута был разобран на металл.
Возможно, анализируя боевой путь линкора «Курбэ», может показаться, что его судьба была «скучной» и «неинтересной», позволю себе не согласиться. Да, конечно, на долю «Курбэ» не выпала возможность принять участие в известных операциях или громких сражениях. Но построенный на заре «дредноутской эры» этот корабль как «честный солдат» нес повседневную службу, выполнял свой долг просто и без претензий на славу, а когда потребовалось – пожертвовал самим собой ради освобождения своей Родины.
Что может быть лучше?
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War; Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг.; Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин //Морская коллекция, № 3 (33) – 2000. – 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных – М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с; Броненосцы типов «Републик», «Демократи», «Дантон». Сборник статей и документов– СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2014. – 120 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.// Ретроспектива войны на море, № 4(15) –1997.- 52 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции/В.В.Иванов // Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Ингерсолл, Р. Операция «Оверлорд». Вторжение с моря /пер.с англ.М.Богословского, Н.Волжиной и др. – М.: Вече, 2008. – 384 с.; Иностранное военное кораблестроение. Линкоры Сборник переводов из инопериодики, ОНТБ, Л. 1941.; Лорей, Г. Операции германо-турецких сил, 1914-1918. / Г.Лорей – СПб: ООО «Издательство «Полигон», 2004. – 524 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Вторжение во Францию и Германию, июнь 1944 – май 1945 /С.Э.Морисон.; М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Терра Фантастика, 2003. – 512 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/ П.Офан, Дж.Мордаль.- Екатеринбург: Зеркало, 1999. – 368 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. – 384 с.; Томази, А. Морская война на Адриатическом море /А.Томази.- СПб: Цитадель, 1997.- 88 с.; Широкорад, А. Атлантический вал /А.Б.Широкорад. – М: Вече, 2010. – 384 с.