Найти тему
Navygaming Channel

Линкор «Курбэ» – путь от флагмана Armee Navale до волнолома «Оверлорда»/Часть 2. Перая мировая и послевоенные годы

Продолжаем знакомиться с боевой службой французского линкора "Курбэ" и его систешипов, начало статьи ЗДЕСЬ.

Итак, после после первого активного периода в начальный этап Первой мировой, вскоре наступило небольшое затишье на ТВД, если не считать бомбардировку австрийской базы в Бока-ди-Каттаро, предпринятую 1 и 6 сентября французскими линкорами.

Линкор «Жан Бар» на базе на Мальте, 1915 год
Линкор «Жан Бар» на базе на Мальте, 1915 год
Как вспоминает А.Томази: «…Крейсерство в Отрантском проливе, само по себе, подвергало наши корабли значительному риску, и только благодаря пассивности противника мы имели возможность его продолжать, не имея потерь. Подводная лодка, пришедшая из Каттаро, могла легко атаковать наши корабли, не имевшие противолодочного прикрытия, и этого тем более можно было опасаться, что австрийцы начали вводить в строй подводные лодки, обладающие большим радиусом действия. Ночью и днем линейные корабли крейсеровали экономическим ходом к западу от Корфу или Паксоса, останавливаясь только два раза в неделю для приемки угля: адмирал требовал, чтобы каждый в любую минуту имел угольные ямы, заполненные не менее, чем на две трети…».

В таком режиме практически два месяца линкор «Курбэ» вместе со своими систершипами и броненосцами более ранней постройки действовал в море, пока командование флота решало вопросы с поиском мест базирования в том районе. Сейчас можно только удивляться, почему Лапейрьер не выбрал один из греческих островов и не оборудовал там передовую базу, как в свое время сделал адмирал Того под Порт-Артуром. Но, видимо, дипломатические трудности были достаточно велики, чтобы так бесцельно тратить ресурс машин и механизмов новейших линкоров, недавно вступивших в строй. Получается, что такое решение самое "неэкономичное" оказалось самым "реализуемым!

Австро-венгерский броненосец «Радецкий»
Австро-венгерский броненосец «Радецкий»

К этому времени в состав флота (11 сентября 1914 года) наконец-то вошел линкор «Париж» (с 19 сентября – флагман 2-й эскадры линкоров). Флагманом флота стал «Жан Бар» (после 19 сентября), заменив «Курбэ», а 10 октября подошел и линкор «Франс», включенный в 1-ю дивизию 2-й эскадры линкоров. Казалось бы, наступило самое время для активных действий - четыре новейших дредноута в одном районе, разве можно представить лучший вариант для "великих деяний", но их не последовало – корабли продолжали блокировать выходы из Адриатики, предполагая что смогут встретить австро-венгерские дредноуты. Кто знает, может быть именно такая эксплуатация и привела впоследствии к быстрому износу турбин и котлов новейших линкоров.

Броненосец «Кондросье» - додредноут, пытавшийся перехватить «Гебен», но не удачно
Броненосец «Кондросье» - додредноут, пытавшийся перехватить «Гебен», но не удачно

Но скоро французы наконец-то поняли, что время, когда блокадные действия круглые сутки должны были осуществлять линкоры, закончилось. Правда это понимание было связано с неприятным случаем. Утром 21 декабря 1914 года в линкор «Жан Бар», который шел под флагом главнокомандующего, попала торпеда австрийской подводной лодки U-12, а вторая торпеда прошла вблизи «Дантона». Это случилось, когда французские линкоры осуществляли дальнее прикрытие транспортов, разгружавшихся в Антивари, и двигались в кильватерной колонне экономическим ходом на параллели Бриндизи. Командиру и экипажу «Жан Бара» удалось остановить распространение воды, и через три дня его отправили на Мальту для ремонта. Лапейрьер перенес свой флаг на «Франс» и увел линкоры в бухту Мирто (Кефалония).

Возможность потерять новейшие дредноуты от действий австрийских подводных лодок ввиду слабой организации противолодочной обороны эскадры и недостатка миноносцев для охраны линкоров заставила французского главнокомандующего в дальнейшем отказаться от привлечения их для блокады пролива. Наиболее «значимым» для «Курбэ» стал выход в море 11 января 1915 года, когда его вместе с «Парижем» и «Франсом» отправили на перехват австро-венгерского флота. Однако информация оказалась ложной, а выход в море – безрезультатным.

Линкор «Париж» в Тулоне (октябрь 1918 года) – с сентября 1914 года в составе флота
Линкор «Париж» в Тулоне (октябрь 1918 года) – с сентября 1914 года в составе флота

Первую половину 1915 года «Курбэ» провел в походах вместе с другими линкорами французского флота, курсируя в районе греческого побережья. Главнокомандующий ввиду отсутствия активности со стороны линейных сил противника держал одну дивизию линкоров в районе Корфу, а другую в Наварине для пополнения запасов угля, периодически их меняя. Время от времени французские линкоры объединялись и проводили совместные упражнения и стрельбы. Только в феврале и в мае «Курбэ» заходил на Мальту, где в подготовленной базе его экипаж и механизмы получали небольшую передышку.

Еще с весны 1915 года французские линкоры держались между Критом и Мореей на пути, которым следовали транспорты в Дарданеллы, используя для погрузки угля рейд Суды. Это и было основной задачей – дальняя блокада Адриатики.

Броненосный крейсер «Леон Гамбетта» - его гибель в 1915 году от торпед подводной лодки изменила тактику действий французских линкоров
Броненосный крейсер «Леон Гамбетта» - его гибель в 1915 году от торпед подводной лодки изменила тактику действий французских линкоров

Вскоре, после гибели «Леон Гамбетта» от торпед австрийской подводной лодки, адмирал Лапейрьер еще дальше увел свои линкоры от опасного пролива, сделав основной базой сначала Мальту, а потом назначил Бизерту основным местом базирования для линкоров, где они иногда грузились углем. Это стало возможным еще и благодаря тому, что в войну на стороне Антанты вступила Италия, и на ее флот легла главная задача по плотной блокаде Отрантского пролива.

В последующем 1915 год для «Курбэ» был достаточно спокойным: линкор в составе дивизии линкоров патрулировал Ионическое море, делая кратковременные заходы на Мальту и в Бизерту, причем с 16 октября уже вновь в качестве флагмана нового командующего флотом – вице-адмирала Дартиж-дю-Фурне. До конца года линкор успел пройти небольшой ремонт в Тулоне и к декабрю снова был на Мальте.

Линкор "Франс", 1920 год
Линкор "Франс", 1920 год

С января 1916 года для базирования главных сил французского флота вместо Мальты был выбран рейд Аргостоли (порт на острове Кефалония). Здесь и провел практически всю войну линкор «Курбэ», периодически совершая переходы на Мальту, в Тулон, в Бизерту. Можно отметить, что рейд Аргостоли не был полностью безопасным – постоянная угроза атаки вражеских подводных лодок изматывала экипаж. Казалось бы, Отрантский пролив был надежно перекрыт, и можно было не опасаться австрийских подводных лодок, но в Средиземном море начали действовать немецкие подводные лодки, экипажи которых было подготовлены лучше своих союзников по блоку. Можно вспомнить погибших на Средиземноморском ТВД от торпед вражеских подводных лодок броненосцев «Дантон», «Голуа», крейсеров «Леон Гамбетта», «Амираль Шарнэ», «Шаторено», торпедирование линкора «Жан Бар» и броненосца «Вольтер», чтобы согласиться тем, что вероятность внезапных атак вражеских подводных лодок была достаточно велика. В этих условиях два захода в Тулон для ремонта могли считаться для корабля и его экипажа временем «отпуска».

В конце 1916 года линкор «Курбэ» перешел на Корфу, которая стала для него базой до окончания войны. В течение 1917-1918 годов линкору не удалось особо отличиться: снова патрулирование, переходы между базами: Корфу – Мессина – Бизерта – Корфу. С июля 1918 года «Курбэ» становится флагманом 2-й дивизии 1-й эскадры линкоров (флаг вице-адмирала Саго Дювару) и в этом качестве остается до 1 апреля 1919 года, когда это «звание» он передал линкору «Париж». Отметим, что к осени 1915 года в состав французского флота стали вступать линкоры нового типа, по сути – сверхдредноуты, линкоры типа «Бретань», которые сформировали 1-ю дивизию 1-й линейной эскадры. Тем самым, "Бретань" и его два систершипа чуть "пододвинули" линкоры типа "Курбэ" с "вершины могущества", во французском флоте, разумеется.

Линкор «Бретань» - сверхдредноут, который пришел на смену «Курбэ»
Линкор «Бретань» - сверхдредноут, который пришел на смену «Курбэ»

Вскоре война закончилась, и для «Курбэ» наступили мирные дни в составе резервной эскадры, а затем – в качестве флагмана 1-й дивизии 1-й эскадры вице-адмирала Шарлье.

Подводя итоги, можно сказать, что в годы Великой войны «Курбэ», ввиду практического отсутствия равного соперника на ТВД, не удалось «блеснуть» своими боевыми возможностями и проверить правильность реализованных инженерных решений. В этом судьба этого линкора во многом схожа с судьбой других дредноутов французского флота, в том числе и типа «Бретань». На долю «Курбэ» хотя бы пришелся один «чисто артиллерийский» бой, который можно назвать «расстрелом» (об этом будет отдельная подробная статья чуть позже), а вот новым французским сверхдредноутам не удалось даже выстрела сделать по противнику.

Бронепалубный крейсер «Зента» (Австро-Венгрия»), модель. Тот самый корабль противника, который подвергся артогню "Курбэ"
Бронепалубный крейсер «Зента» (Австро-Венгрия»), модель. Тот самый корабль противника, который подвергся артогню "Курбэ"

В 1920 году Средиземноморский флот Французской республики был разделен на две эскадры: Западного и Восточного Средиземноморья. Флагманом 1-й эскадры линкоров в Эскадре Западного Средиземноморья стал «Курбэ». Это звание он нес до 20 октября 1921 года, когда ушел на ремонт, передав его линкору «Париж». В этот период на нем провели небольшую модернизацию: сняли «родные» 4-47-мм пушки и две 75-мм пушки образца 1897 года, которые установили в начале войны для использования в качестве зенитных.

Линкор «Курбэ» после модернизации (1933 год)
Линкор «Курбэ» после модернизации (1933 год)

Последующие 17 лет после выхода из ремонта в 1922 году для линкора «Курбэ» прошли в череде учебных походов по Средиземному морю в качестве учебно-артиллерийского корабля, а также в постоянных ремонтах (крупных и мелких) и модернизациях.

Один из первых ремонтов на корабле был проведен в период с июля 1923 года до середины апреля 1924 года на верфи «Форш э Шантье» в г.Ла Сейн-сюр-Мер. Одной из основных задач ремонта было устранение конструктивных недостатков, заложенных еще на этапе проектирования, к которым эксперты относили: малый угол возвышения орудий главного калибра (ГК), слабую противоторпедную защиту (ПТЗ), угольное отопление котлов и недостаточную противовоздушную оборону корабля.

В ходе проведенных работ с корабля сняли часть носовой бортовой брони (уменьшив ее толщину до 151 мм), что позволило улучшить мореходность линкора за счет уменьшения веса носовой оконечности; в одном котельном отделении заменили угольные котлы Никлосса на котлы Дю Тампля, имевшие нефтяное отопление. Самым заметным стало изменение внешнего вида корабля за счет того, что две передние трубы объединили в одну, срезали грот-мачту и вместо нее позади надстройки установили трехногую мачту с КДП, оснащенным дальномером с базой 4,57 м. Также на крыше боевой рубки установили встроенный дальномер с базой 7,6 м, башни оборудовали дальномерами с базой 2 м, установили два оптических визира. А главное – были увеличены углы возвышения орудий ГК, что вместе с обновлением дальномеров позволило вести огонь до 23,6 км.

Линкор «Париж» в 1929 году после работ по модернизации
Линкор «Париж» в 1929 году после работ по модернизации

Но на этом работы на корабле не закончились, до начала Второй мировой войны линкор в общей сложности еще не менее пяти раз вставал на ремонт и модернизацию. Самый длительный из них был проведен с 15 января 1927 года по 12 января 1931 года, то есть длился почти четыре года, дольше чем строился!

В ходе этого ремонта на корабле модернизировали энергетическую установку, усилили зенитное вооружение и улучшили систему управления огнем. В частности, еще в двух котельных отделениях поставили нефтяные котлы Дю Тампля, в остальных трех установили хотя и угольные, но более совершенные узкотрубные водотрубные котлы Бельвиля, то есть оставили линкор на смешанном отоплении.

Эти ремонты и модернизации позволили кораблю очень активно действовать в составе резервной эскадры и в качестве учебно-артиллерийского корабля на протяжении почти 15 лет. Перечень походов и учений достаточно обширен, линкор участвовал в маневрах и походах флота, артиллерийских стрельбах.

Линкор «Прованс» (тип «Бретань») – напарник «Курбэ» по предвоенным
походам и учениям
Линкор «Прованс» (тип «Бретань») – напарник «Курбэ» по предвоенным походам и учениям
Вот как описывает службу линкора в течение 1925 года Ю.И.Александров в своей книге: «…с начала 1925 года и до 24 апреля линкор занимается боевой подготовкой у побережья Прованса и у берегов о.Корсика. С 15 по 19 июня «Курбэ» вместе с линкором «Прованс» наносит визит в Неаполь. 21 июня «Курбэ» и «Прованс» приходят в Мерс-эль-Кебир, где соединяются с остальными линкорами 1-й эскадры. 24 июня эскадры уходят на Запад для участия в маневрах в Атлантическом океане и в проливе Ла-Манш. В этот период «Курбэ» посещает порты Брест (2-8 июля), Сен-Мало (9-11 июля), Шербур (11-16 июля) с участием в морском параде вместе с линкором «Прованс», Сен-ку-Порте (17 июля), Брест (18-23 июля), Сэйбл де Оллонэ (24-26 июля), Руан (26-29 июля).
В начале августа линкор возвращается к берегам Алжира. Со 2 по 5 августа «Курбэ» находится в Мерс-эль-Кебире, а с 6 по 10 августа в Алжире и 12 августа возвращается в Тулон. Затем, до конца года, линкор совершил только несколько выходов к берегам Прованса…».

Как видно из этого короткого отрывка, линкор не «застаивался» в гавани. Поэтому и неудивительно, что к концу 30-х годов линкор «Курбэ» уже был достаточно устаревшим кораблем с изношенными механизмами и вооружением, которые не могли уже привести в порядок частые модернизации и ремонты. А между тем в Европе назревала новая мировая война, и вскоре старый линкор-ветеран был вновь мобилизован...

Окончание следует...

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War; Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг.; Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу/С.А.Балакин //Морская коллекция, № 3 (33) – 2000. – 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных – М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с; Броненосцы типов «Републик», «Демократи», «Дантон». Сборник статей и документов– СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2014. – 120 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.// Ретроспектива войны на море, № 4(15) –1997.- 52 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции/В.В.Иванов // Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Ингерсолл, Р. Операция «Оверлорд». Вторжение с моря /пер.с англ.М.Богословского, Н.Волжиной и др. – М.: Вече, 2008. – 384 с.; Иностранное военное кораблестроение. Линкоры Сборник переводов из инопериодики, ОНТБ, Л. 1941.; Лорей, Г. Операции германо-турецких сил, 1914-1918. / Г.Лорей – СПб: ООО «Издательство «Полигон», 2004. – 524 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Вторжение во Францию и Германию, июнь 1944 – май 1945 /С.Э.Морисон.; М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Терра Фантастика, 2003. – 512 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/ П.Офан, Дж.Мордаль.- Екатеринбург: Зеркало, 1999. – 368 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия/ С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. – 384 с.; Томази, А. Морская война на Адриатическом море /А.Томази.- СПб: Цитадель, 1997.- 88 с.; Широкорад, А. Атлантический вал /А.Б.Широкорад. – М: Вече, 2010. – 384 с.