Найти тему
Navygaming Channel

Линкор «Курбэ» – путь от флагмана Armee Navale до волнолома «Оверлорда»/Часть 1. Во главе Armee Navale

Кто желает познакомиться с историей создания и постройки линкоров типа "Курбэ" может почитать статьи на нашем канале ЗДЕСЬ и ТУТ, или вот ТУТ

Для французского флота вступление в строй линкора «Курбэ» и однотипного «Жан Бара» в ноябре 1913 года существенно усилило позиции Франции, в первую очередь, на Средиземном море.

Идет достройка французского дредноута
Идет достройка французского дредноута

По предвоенным планам вероятный союзник – Великобритания сразу определила для себя главным театром военных действий (ТВД) Северное море и установила возможность усиливать свой флот в этом районе за счет всех кораблей, в том числе и находящихся в Средиземном море. Такое решение с одной стороны снимало с Франции обязанность поддерживать «союзника» в Северном море, но с другой оставляло ее одну против двух держав Тройственного союза (в то время Италия являлась союзницей Германии и Австро-Венгрии).

Как пишет А.Томази в своей книге «Морская война на Адриатическом море»: «…Мы оказались вынужденными принять эту концепцию и сосредоточить наши эскадры на Средиземном море, с риском, если бы мы оказались вовлеченными в войну с Германией один на один, оставить беззащитными наши побережья Ла-Манша и океана».
Линкор «Франс» на достройке
Линкор «Франс» на достройке

Видимо понимая всю сложность ситуации, французское командование не слишком затягивало с испытанием двух новых линкоров, и после ввода их в строй корабли занялись боевой подготовкой. После приемки флотом «Курбэ» вместе с «Жан Баром» были включены в состав 1-й дивизии 1-й эскадры, где кроме них было еще два линкора типа «Дантон» («Дидро» и «Вольтер»). А 5 января 1914 года новый командующий французским флотом вице-адмиралом Буэ де Лапейрьер перенес свой флаг с «Вольтера» на «Курбэ», сделав его своим флагманом. Последующие шесть месяцев новый линкор и его экипаж занимались боевой подготовкой, участвовали в учениях и маневрах. Разумеется, это впоследствии положительно сказалось на действиях кораблей французского флота, в том числе и новых линкоров. Но, как говорится: «все должно быть в меру».

Линкор «Курбэ» после постройки, Тулон, ноябрь 1913 года
Линкор «Курбэ» после постройки, Тулон, ноябрь 1913 года

Как отмечали сами французы, очень интенсивная тренировка французского флота накануне войны имела и отрицательную сторону. Новый командующий так увлекся учениями и маневрами, что последние большие маневры закончил практически накануне войны. В результате боевой подготовки большинство кораблей нуждались в очистке подводной части в доке. К примеру, скорость крейсеров снизилась на 1-2 узла, броненосец «Дантон» мог развить скорость только 17 узлов (вместо своих 19), а флагман «Курбэ» давал только 17 узлов вместо 20,74, показанных на испытаниях. Однако времени на приведение в порядок кораблей не оставалось.

Из-за понимания того, что два новых линейных корабля («Курбэ» и «Жан Бар») неэффективно использовать вместе с додредноутами, еще 10 июня 1914 года по плану реорганизации флота был создан отдельный отряд командующего флотом, куда и вошли два французских дредноута (вместе с крейсером «Жюрен де ла Гравьер», хорошо известном игрокам "Мира кораблей" (ранее -World of Warships). Первая эскадра французского флота после этого включала в себя две дивизии однотипных линкоров типа «Дантон» (по три линкора в дивизии).

Бронепалубный крейсер «Жюрен де Ла Гравьер»
Бронепалубный крейсер «Жюрен де Ла Гравьер»

25 июля 1914 года флот был сосредоточен в Тулоне, были вызваны находящиеся в отпусках, выгружены учебные боеприпасы, на «Курбэ», как и на других кораблях, доукомплектовали экипажи – флот ждал приказа на выход в море.

После объявления войны Германии (3 августа 1914 года) первой боевой задачей для «Курбэ» стало обеспечение перевозки французских войск (войск 19 армейского корпуса) из Африки в Тулон. На тот момент это было важнейшей задачей, и для ее обеспечения был задействован практически весь французский Средиземноморский флот. Такое сосредоточение сил было обусловлено сложностью и неясностью обстановки на Средиземном море. Основным противником оставался австро-венгерский флот, в составе которого находилось три дредноута и шесть броненосцев, не уступавших французским «дантонам» и «демократи».

Линкор "Жан Бар"
Линкор "Жан Бар"

Не ясна была позиция Италии, которая колебалась в своем выборе и могла в любой момент преподнести неприятный сюрприз в виде трех дредноутов и шести броненосцев. Но главную опасность для французских транспортов с войсками представляла немецкая Средиземноморская дивизия в составе линейного крейсера «Гебен» (флаг вице-адмирала Сушона) и легкого крейсера «Бреслау», оперирующая на Средиземном море с 1913 года. И если удаленность австро-венгерских кораблей от транспортных путей французов позволяла оценить опасность с их стороны только как вероятную, то возможность удара «Гебена» и «Бреслау» по войсковым транспортам оценивалась как вполне реальная.

Здесь отметим, что в первую неделю войны «Гебен» и «Бреслау» только своим присутствием в этом районе внесли большую дезорганизацию и стали причиной «хаотичного» перемещения сил союзников с целью слежения за ними и возможного перехвата. В то же время артиллерийский обстрел, проведенный немецкими кораблями в первые часы войны 4 августа, двух французских портов на африканском побережье (Бон и Филиппвиль) подтвердил, что опасения французского командующего не были напрасными.

Линейный крейсер «Гебен», «герой» первых недель Великой войны на
Средиземном море
Линейный крейсер «Гебен», «герой» первых недель Великой войны на Средиземном море

Итак, французский флот почти в полном составе вышел из Тулона и двинулся к африканскому побережью. Линкор «Курбе» на тот момент был единственным дредноутом в первой операции флота. Линкор «Париж» еще проходил сдаточные испытания, а «Жан Бар» сопровождал еще не принятый флотом и не имевший боеприпасов и боевого снаряжения линкор «Франс», с которым в конце июля совершил визит в Россию, имея на борту президента Французской республики Р.Пуанкарэ и председателя Совета Министров – Р.Вивиани. Интересное, надо признать, решение: на одном линкоре не было боеприпасов, у другого (у «Жан Бара») были неисправны затворы орудий главного калибра, и тем не менее их отправили в заграничный поход вдоль территории государства-вероятного противника.

Спуск линкора «Париж» на воду, сентябрь 1912 года
Спуск линкора «Париж» на воду, сентябрь 1912 года

По решению командующего флот двигался тремя группами, каждая из которых имела свою задачу: группа «А» (1-я эскадра ЛК (6 линкоров типа «Дантон»), 1-я легкая бригада (3 крейсера) и 12 миноносцев) шла к Филиппвилю; группа «В», куда кроме «Курбэ» входила 2-я эскадра линкоров (5 линкоров), 2-я легкая бригада (3 крейсера) и 12 миноносцев направлялась к Алжиру; группа «С» – броненосец «Жорегиберри», резервная бригада (3 устаревших броненосца) и 4 миноносца двигалась на Оран. Однако вскоре планы изменились.

Получив известия о действиях немецкой Средиземноморской дивизии, вице-адмирал Лапейрьер объединил группы «А» и «В» для прикрытия французских коммуникаций и почти сутки патрулировал у берегов Алжира, надеясь что «Гебен» и «Бреслау» снова сделают попытку ударить по французским портам и базам. Но вскоре командующий французским флотом получил информацию о том, что немецкие корабли находятся в районе Сицилии, это позволило ему приступить к выполнению главной задачи – обеспечению безопасности переброски войск из Африки на территорию Франции.

Линкор «Курбэ» (1913 год) - основная ударная сила французского флота в начале
войны
Линкор «Курбэ» (1913 год) - основная ударная сила французского флота в начале войны

Однако в этой ситуации «Курбэ» был использован в другом качестве. Вице-адмирал Лапейрьер, отправив корабли всех трех групп к местам формирования конвоев, на «Курбэ» лично возглавил «отряд линейных кораблей особого назначения», в который включил два «дантона» («Кондорсье» и «Верньо»). В таком составе во главе с «Курбэ» французский командующий двинулся в район Балеарских островов, надеясь встретить «Гебен» и дать ему бой. Но уже в 12:30 5 августа Лапейрьер был вынужден изменить свои планы, так как получил информацию о том, что немецкие корабли замечены к северу от Сицилии и идут на восток. В этой ситуации адмирал на «Курбэ» принял решение двигаться к Ибице, где 6 августа встретил два новых французских дредноута («Жан Бар» и «Франс»), которые совершали переход из Бреста в Тулон. Так, с одной стороны, безрезультатно закончился для «Курбэ» первый боевой поход. Но с другой стороны, войска благополучно достигли побережья Франции, практически беззащитные «систершипы» проведены в главную базу – неплохой результат для «неразберихи» первых дней Великой войны.

Линкор «Вольтер» в Тулоне – броненосцы типа «Дантон» составили «костяк» Armee Navale в первые недели войны
Линкор «Вольтер» в Тулоне – броненосцы типа «Дантон» составили «костяк» Armee Navale в первые недели войны

Вскоре (11 августа) главные силы французского флота во главе с «Курбэ» перешли в Бизерту – на тот момент еще не было ясности о положении «Гебена», кроме того активизировался австро-венгерский флот.

Но в тот же день главнокомандующий французского флота получил несколько телеграмм от Морского министра с постановкой общей задачи: «Ваша задача на данном отрезке времени заключается в тесной блокаде выхода из Адриатического моря, в готовности дать бой австрийскому флоту с открытием военных действий против Австро-Венгрии», и об изменении места дислокации флота: «…Французское и английское правительства считают ваш приход на Мальту в высшей степени неотложным».

В соответствии с данными распоряжениями главные силы флота во главе с «Курбэ» перешли на Мальту, где 13 августа адмирал получил известие о том, что Австро-Венгрия объявила войну Франции.

Линкор «Дидро» (тип «Дантон») не отличался высокой (дредноутской)
скоростью хода
Линкор «Дидро» (тип «Дантон») не отличался высокой (дредноутской) скоростью хода

Преследуя цели по демонстрации своей мощи и оказанию впечатления на союзников и нейтралов (в первую очередь Италию и Грецию), французский главнокомандующий получил распоряжение на проведение активных операций в Адриатическом море, что и было исполнено. В результате активных действий флота в районе Каттаро был встречен и потоплен австро-венгерский крейсер «Зента», проведена разведка, но более существенных итогов и большого значения она не имела. Австро-венгерский флот не сделал попытки выйти навстречу и принять бой, как ожидалось, и флот Третьей республики вновь покинул Адриатику.

В то же время этот поход и последующие действия по тесной блокаде Отрантского пролива стали хорошей проверкой для технического состояния «Курбэ» и его механизмов. Французам требовалась военно-морская база, где бы могли находиться линкоры, которые по сигналу легких сил (крейсеров и эсминцев), дежуривших в проливе, могли бы быстро подойти к месту сражения в случае появления главных сил австро-венгерского флота. Но у французов, во-первых, не было такой базы вблизи Отрантского пролива – база на Мальте находилась на удалении более чем в 300 миль (15-16 часов 20-узлового хода), во вторых – не было быстроходных крейсеров (легких крейсеров), способных быстро информировать командование и отбивать атаки легких сил противника, в третьих – не было необходимого количества мореходных миноносцев, способных долгое время находиться на позиции.

Броненосец «Жорегиберри» в первые месяцы войны был достаточно востребован
Броненосец «Жорегиберри» в первые месяцы войны был достаточно востребован

В итоге блокаду пролива несли броненосцы и линкоры, круглые сутки находящиеся в движении, состав кораблей в первые недели войны менялся только в случае крайней необходимости.

В итоге первый блокадный период потребовал непрерывного нахождения в море в течение почти 15 суток без захода в порты. Только 18 августа, наконец-то, «Курбэ» с линкорами под флагом Лапейрьера двинулся на Мальту – если крейсера и миноносцы принимали уголь с угольщиков в отрытом море, то линкорам все-таки требовалось зайти в базу, в том числе и для устранения мелких повреждений.

Французский линейный корабль "Франс" в 1914 году
Французский линейный корабль "Франс" в 1914 году

Однако 27 августа «Курбэ» вновь привел французские линкоры к выходу из Адриатики – блокада продолжилась...., война тоже.

Продолжение следует...

Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War; Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг.; Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Алтабаева, Е. Смутное время: Севастополь в 1917—1920 годах. /Е.Б.Алтабаева.- Севастополь: Телескоп, 2004. С. 177-178.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская коллекция, № 3 (33) – 2000.
– 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных – М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с; Броненосцы типов «Републик», «Демократи», «Дантон». Сборник статей и документов– СПб:
Издатель Р.Р.Муниров, 2014. – 120 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.// Ретроспектива войны на море, № 4(15) –1997.- 52 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции / В.В.Иванов // Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Ингерсолл, Р. Операция «Оверлорд». Вторжение с моря /пер.с англ.М.Богословского, Н.Волжиной и др. – М.: Вече, 2008. – 384 с.; Иностранное военное кораблестроение. Линкоры Сборник переводов из инопериодики, ОНТБ, Л. 1941.; Лихарев, Д. Адмирал Дэвид Битти. История
британского флота в конце XIX – начал ХХ вв./ Д.В.Лихарев.- СПб, 1997.- 240 с.; Лорей, Г. Операции германо-турецких сил, 1914-1918. / Г.Лорей – СПб: ООО «Издательство «Полигон», 2004. – 524 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Вторжение во Францию и Германию, июнь 1944 – май 1945 /С.Э.Морисон.; М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Терра
Фантастика, 2003. – 512 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/ П.Офан, Дж.Мордаль.- Екатеринбург: Зеркало, 1999. – 368 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. – 384 с.; Томази, А. Морская война на Адриатическом море /А.Томази.- СПб: Цитадель, 1997.- 88 с.; Шалагин, Б. Взять море в свои руки/ Б.Шалагин. – Н.Новгород: Нижполиграф, 1996.- 432 с.; Широкорад, А. Атлантический вал /А.Б.Широкорад. – М: Вече, 2010. – 384 с.