Кто желает познакомиться с историей создания и постройки линкоров типа "Курбэ" может почитать статьи на нашем канале ЗДЕСЬ и ТУТ, или вот ТУТ
Для французского флота вступление в строй линкора «Курбэ» и однотипного «Жан Бара» в ноябре 1913 года существенно усилило позиции Франции, в первую очередь, на Средиземном море.
По предвоенным планам вероятный союзник – Великобритания сразу определила для себя главным театром военных действий (ТВД) Северное море и установила возможность усиливать свой флот в этом районе за счет всех кораблей, в том числе и находящихся в Средиземном море. Такое решение с одной стороны снимало с Франции обязанность поддерживать «союзника» в Северном море, но с другой оставляло ее одну против двух держав Тройственного союза (в то время Италия являлась союзницей Германии и Австро-Венгрии).
Как пишет А.Томази в своей книге «Морская война на Адриатическом море»: «…Мы оказались вынужденными принять эту концепцию и сосредоточить наши эскадры на Средиземном море, с риском, если бы мы оказались вовлеченными в войну с Германией один на один, оставить беззащитными наши побережья Ла-Манша и океана».
Видимо понимая всю сложность ситуации, французское командование не слишком затягивало с испытанием двух новых линкоров, и после ввода их в строй корабли занялись боевой подготовкой. После приемки флотом «Курбэ» вместе с «Жан Баром» были включены в состав 1-й дивизии 1-й эскадры, где кроме них было еще два линкора типа «Дантон» («Дидро» и «Вольтер»). А 5 января 1914 года новый командующий французским флотом вице-адмиралом Буэ де Лапейрьер перенес свой флаг с «Вольтера» на «Курбэ», сделав его своим флагманом. Последующие шесть месяцев новый линкор и его экипаж занимались боевой подготовкой, участвовали в учениях и маневрах. Разумеется, это впоследствии положительно сказалось на действиях кораблей французского флота, в том числе и новых линкоров. Но, как говорится: «все должно быть в меру».
Как отмечали сами французы, очень интенсивная тренировка французского флота накануне войны имела и отрицательную сторону. Новый командующий так увлекся учениями и маневрами, что последние большие маневры закончил практически накануне войны. В результате боевой подготовки большинство кораблей нуждались в очистке подводной части в доке. К примеру, скорость крейсеров снизилась на 1-2 узла, броненосец «Дантон» мог развить скорость только 17 узлов (вместо своих 19), а флагман «Курбэ» давал только 17 узлов вместо 20,74, показанных на испытаниях. Однако времени на приведение в порядок кораблей не оставалось.
Из-за понимания того, что два новых линейных корабля («Курбэ» и «Жан Бар») неэффективно использовать вместе с додредноутами, еще 10 июня 1914 года по плану реорганизации флота был создан отдельный отряд командующего флотом, куда и вошли два французских дредноута (вместе с крейсером «Жюрен де ла Гравьер», хорошо известном игрокам "Мира кораблей" (ранее -World of Warships). Первая эскадра французского флота после этого включала в себя две дивизии однотипных линкоров типа «Дантон» (по три линкора в дивизии).
25 июля 1914 года флот был сосредоточен в Тулоне, были вызваны находящиеся в отпусках, выгружены учебные боеприпасы, на «Курбэ», как и на других кораблях, доукомплектовали экипажи – флот ждал приказа на выход в море.
После объявления войны Германии (3 августа 1914 года) первой боевой задачей для «Курбэ» стало обеспечение перевозки французских войск (войск 19 армейского корпуса) из Африки в Тулон. На тот момент это было важнейшей задачей, и для ее обеспечения был задействован практически весь французский Средиземноморский флот. Такое сосредоточение сил было обусловлено сложностью и неясностью обстановки на Средиземном море. Основным противником оставался австро-венгерский флот, в составе которого находилось три дредноута и шесть броненосцев, не уступавших французским «дантонам» и «демократи».
Не ясна была позиция Италии, которая колебалась в своем выборе и могла в любой момент преподнести неприятный сюрприз в виде трех дредноутов и шести броненосцев. Но главную опасность для французских транспортов с войсками представляла немецкая Средиземноморская дивизия в составе линейного крейсера «Гебен» (флаг вице-адмирала Сушона) и легкого крейсера «Бреслау», оперирующая на Средиземном море с 1913 года. И если удаленность австро-венгерских кораблей от транспортных путей французов позволяла оценить опасность с их стороны только как вероятную, то возможность удара «Гебена» и «Бреслау» по войсковым транспортам оценивалась как вполне реальная.
Здесь отметим, что в первую неделю войны «Гебен» и «Бреслау» только своим присутствием в этом районе внесли большую дезорганизацию и стали причиной «хаотичного» перемещения сил союзников с целью слежения за ними и возможного перехвата. В то же время артиллерийский обстрел, проведенный немецкими кораблями в первые часы войны 4 августа, двух французских портов на африканском побережье (Бон и Филиппвиль) подтвердил, что опасения французского командующего не были напрасными.
Итак, французский флот почти в полном составе вышел из Тулона и двинулся к африканскому побережью. Линкор «Курбе» на тот момент был единственным дредноутом в первой операции флота. Линкор «Париж» еще проходил сдаточные испытания, а «Жан Бар» сопровождал еще не принятый флотом и не имевший боеприпасов и боевого снаряжения линкор «Франс», с которым в конце июля совершил визит в Россию, имея на борту президента Французской республики Р.Пуанкарэ и председателя Совета Министров – Р.Вивиани. Интересное, надо признать, решение: на одном линкоре не было боеприпасов, у другого (у «Жан Бара») были неисправны затворы орудий главного калибра, и тем не менее их отправили в заграничный поход вдоль территории государства-вероятного противника.
По решению командующего флот двигался тремя группами, каждая из которых имела свою задачу: группа «А» (1-я эскадра ЛК (6 линкоров типа «Дантон»), 1-я легкая бригада (3 крейсера) и 12 миноносцев) шла к Филиппвилю; группа «В», куда кроме «Курбэ» входила 2-я эскадра линкоров (5 линкоров), 2-я легкая бригада (3 крейсера) и 12 миноносцев направлялась к Алжиру; группа «С» – броненосец «Жорегиберри», резервная бригада (3 устаревших броненосца) и 4 миноносца двигалась на Оран. Однако вскоре планы изменились.
Получив известия о действиях немецкой Средиземноморской дивизии, вице-адмирал Лапейрьер объединил группы «А» и «В» для прикрытия французских коммуникаций и почти сутки патрулировал у берегов Алжира, надеясь что «Гебен» и «Бреслау» снова сделают попытку ударить по французским портам и базам. Но вскоре командующий французским флотом получил информацию о том, что немецкие корабли находятся в районе Сицилии, это позволило ему приступить к выполнению главной задачи – обеспечению безопасности переброски войск из Африки на территорию Франции.
Однако в этой ситуации «Курбэ» был использован в другом качестве. Вице-адмирал Лапейрьер, отправив корабли всех трех групп к местам формирования конвоев, на «Курбэ» лично возглавил «отряд линейных кораблей особого назначения», в который включил два «дантона» («Кондорсье» и «Верньо»). В таком составе во главе с «Курбэ» французский командующий двинулся в район Балеарских островов, надеясь встретить «Гебен» и дать ему бой. Но уже в 12:30 5 августа Лапейрьер был вынужден изменить свои планы, так как получил информацию о том, что немецкие корабли замечены к северу от Сицилии и идут на восток. В этой ситуации адмирал на «Курбэ» принял решение двигаться к Ибице, где 6 августа встретил два новых французских дредноута («Жан Бар» и «Франс»), которые совершали переход из Бреста в Тулон. Так, с одной стороны, безрезультатно закончился для «Курбэ» первый боевой поход. Но с другой стороны, войска благополучно достигли побережья Франции, практически беззащитные «систершипы» проведены в главную базу – неплохой результат для «неразберихи» первых дней Великой войны.
Вскоре (11 августа) главные силы французского флота во главе с «Курбэ» перешли в Бизерту – на тот момент еще не было ясности о положении «Гебена», кроме того активизировался австро-венгерский флот.
Но в тот же день главнокомандующий французского флота получил несколько телеграмм от Морского министра с постановкой общей задачи: «Ваша задача на данном отрезке времени заключается в тесной блокаде выхода из Адриатического моря, в готовности дать бой австрийскому флоту с открытием военных действий против Австро-Венгрии», и об изменении места дислокации флота: «…Французское и английское правительства считают ваш приход на Мальту в высшей степени неотложным».
В соответствии с данными распоряжениями главные силы флота во главе с «Курбэ» перешли на Мальту, где 13 августа адмирал получил известие о том, что Австро-Венгрия объявила войну Франции.
Преследуя цели по демонстрации своей мощи и оказанию впечатления на союзников и нейтралов (в первую очередь Италию и Грецию), французский главнокомандующий получил распоряжение на проведение активных операций в Адриатическом море, что и было исполнено. В результате активных действий флота в районе Каттаро был встречен и потоплен австро-венгерский крейсер «Зента», проведена разведка, но более существенных итогов и большого значения она не имела. Австро-венгерский флот не сделал попытки выйти навстречу и принять бой, как ожидалось, и флот Третьей республики вновь покинул Адриатику.
В то же время этот поход и последующие действия по тесной блокаде Отрантского пролива стали хорошей проверкой для технического состояния «Курбэ» и его механизмов. Французам требовалась военно-морская база, где бы могли находиться линкоры, которые по сигналу легких сил (крейсеров и эсминцев), дежуривших в проливе, могли бы быстро подойти к месту сражения в случае появления главных сил австро-венгерского флота. Но у французов, во-первых, не было такой базы вблизи Отрантского пролива – база на Мальте находилась на удалении более чем в 300 миль (15-16 часов 20-узлового хода), во вторых – не было быстроходных крейсеров (легких крейсеров), способных быстро информировать командование и отбивать атаки легких сил противника, в третьих – не было необходимого количества мореходных миноносцев, способных долгое время находиться на позиции.
В итоге блокаду пролива несли броненосцы и линкоры, круглые сутки находящиеся в движении, состав кораблей в первые недели войны менялся только в случае крайней необходимости.
В итоге первый блокадный период потребовал непрерывного нахождения в море в течение почти 15 суток без захода в порты. Только 18 августа, наконец-то, «Курбэ» с линкорами под флагом Лапейрьера двинулся на Мальту – если крейсера и миноносцы принимали уголь с угольщиков в отрытом море, то линкорам все-таки требовалось зайти в базу, в том числе и для устранения мелких повреждений.
Однако 27 августа «Курбэ» вновь привел французские линкоры к выходу из Адриатики – блокада продолжилась...., война тоже.
Продолжение следует...
Источники: Campbell, J. Naval Weapons of World War; Александров, Ю. Линейные корабли типа «Курбэ». 1909-1945 гг.; Ю.И.Александров. – СПб: Издатель Р.Р.Муниров, 2007. – 84 с.; Алтабаева, Е. Смутное время: Севастополь в 1917—1920 годах. /Е.Б.Алтабаева.- Севастополь: Телескоп, 2004. С. 177-178.; Балакин, С. ВМС Франции. 1914-1918. Справочник по корабельному составу / С.А.Балакин // Морская коллекция, № 3 (33) – 2000.
– 32 с.; Больных, А.Г. Линкоры. Иллюстрированная энциклопедия /А.Г.Больных – М.:Яуза: ЭКСМО: 2013. – 288 с; Броненосцы типов «Републик», «Демократи», «Дантон». Сборник статей и документов– СПб:
Издатель Р.Р.Муниров, 2014. – 120 с.; Гаррос, Л. Военно-морской флот Франции во Второй мировой войне. Часть 1./ Л.Гаррос.// Ретроспектива войны на море, № 4(15) –1997.- 52 с.; Иванов, В. Корабли Второй мировой войны. ВМС Франции / В.В.Иванов // Морская коллекция, № 11 (68) – 2004. – 32 с.; Ингерсолл, Р. Операция «Оверлорд». Вторжение с моря /пер.с англ.М.Богословского, Н.Волжиной и др. – М.: Вече, 2008. – 384 с.; Иностранное военное кораблестроение. Линкоры Сборник переводов из инопериодики, ОНТБ, Л. 1941.; Лихарев, Д. Адмирал Дэвид Битти. История
британского флота в конце XIX – начал ХХ вв./ Д.В.Лихарев.- СПб, 1997.- 240 с.; Лорей, Г. Операции германо-турецких сил, 1914-1918. / Г.Лорей – СПб: ООО «Издательство «Полигон», 2004. – 524 с.; Морисон С.Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Вторжение во Францию и Германию, июнь 1944 – май 1945 /С.Э.Морисон.; М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб: Терра
Фантастика, 2003. – 512 с.; Офан, П. Французский флот во Второй мировой войне/ П.Офан, Дж.Мордаль.- Екатеринбург: Зеркало, 1999. – 368 с.; Патянин, С. Дредноуты Первой мировой. Уникальная энциклопедия / С.В.Патянин, А.В.Дашьян – М.: Яуза, ЭКСМО, 2015. – 384 с.; Томази, А. Морская война на Адриатическом море /А.Томази.- СПб: Цитадель, 1997.- 88 с.; Шалагин, Б. Взять море в свои руки/ Б.Шалагин. – Н.Новгород: Нижполиграф, 1996.- 432 с.; Широкорад, А. Атлантический вал /А.Б.Широкорад. – М: Вече, 2010. – 384 с.