Найти тему
Artemisia Studio

Краткая история стилей в дизайне. ПОСТМОДЕРНИЗМ в США.

Знаменитая «королева новой волны» – Эйприл Грейман (р. 1948) – училась в Швейцарии, у В.Вайнгарта, и затем, вернувшись на родину, основала свою студию «Greimansky Labs» в Лос-Анджелесе в 1976 году. С тех пор о ней заговорили.

Э.Грейман была одним из немногих дизайнеров, кто начал активно начал использовать в создании дизайна возможности только что появившихся компьютеров. Первый персональный компьютер «Macintosh», вышедший на рынок в 1984 году, стал излюбленным инструментом Э.Грейман. Она работала в редакторе «MacDraw», и, поскольку на ранних компьютерах часто возникали программные ошибки, в изображения вкрадывались различные дефекты. Но Э.Грейман не боролась с ними, делая их органичной частью своего дизайна.

Творчество Э.Грейман основывается на том, что можно назвать «принципом коктейля»: многочисленные участники её работ – фигурки, цифры, надписи, фотографии и т.п. – словно парят в неспешном круговращении в пределах листа. Крупнопиксельная фактура, покрывающая все элементы изображения, ещё сильнее подчёркивает дробление форм, как будто преломляя их в пузырьках «коктейля».

В 1986 г. в специальном номере журнала «Design Quarterly» № 133, названном Э.Грейман «Имеет ли это смысл?», был размещён огромный плакат (в сложенном виде) с изображением самой Грейман в полный рост в окружении множества картинок, геометрических форм, знаков и надписей [Рис. 1]. Фотографии галактики, динозавра, мозга, ночной пустыни, знаки зодиака, цепочка слов, обозначающих понятия человеческой культуры и науки (нейтрон, микро, игра и др.), и внезапно заканчивающаяся призывом «Don’t worry, be happy», – имеет ли всё это смысл?.. Как утверждает Э.Грейман, смысл её работ не предопределён. Сам зритель должен отыскать или придумать его. Работы Э.Грейман (как и других постмодернистов) – это «хаос вселенной» [Рис. 2, 3]. Постмодернизм, объединяющий вещи из разных её уголков ради надежды найти связующие их отношения, пытается собрать новую картину мира, новый «текст» и делает это рука об руку со зрителем.

Рис. 1
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 3

2.2. Журнал «Эмигре»: творчество Руди Вандерланса и Зузаны Личко.

Руди Вандерланс (р. 1955) родился и вырос в Нидерландах. Проработав некоторое время в известной дизайн-студии «Total design», он эмигрировал в США. Став студентом фотографическом факультета Калифорнийского университета в Беркли, он вскоре встретил свою будущую жену – Зузану Личко (р. 1961) из Братиславы, изучавшую в этом же университете графические коммуникации.

Как и Э.Грейман, Р.Вандерланс и З.Личко стали с восхищением работать на компьютере: Р.Вандерлансу нравилась свобода в создании макетов, а З.Личко – возможность создания новых шрифтов.

Самым знаменитым их детищем стал журнал «Emigre» (1984-2005) – настоящий кладезь дизайн-творчества [Рис. 4, 5, 6]. В журнале не только публиковались содержательные статьи о современном дизайне – он сам был произведением искусства, демонстрирующим все возможности новой компьютерной техники: в нём с огромным вкусом использовались наложения текстов, комбинации размеров шрифтов, искажения форм и т.п. Р.Вандерланс и З.Личко сами финансировали журнал, продавая свои шрифты.

Рис. 4
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 6

Надо отметить, что палитра шрифтов, вышедших из словолитни «Emigre», была весьма разнообразна. Так, З.Личко начинала с грубых пиксельных шрифтов наподобие Oakland [Рис. 7], а затем перешла к более сложным и утончённым, например, созданному в 1996 году Mrs. Eaves (названному так в честь супруги типографа Джона Баскервилла – Сары Ивс) [Рис. 8].

Рис. 7
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 8

2.3. Творчество Дэвида Карсона и «Конец печати».

Американский дизайнер Дэвид Карсон (р. 1955) стал главным дизайнером 1990-х. СМИ США называли его «Паганини типографики», британский журнал «Creative Review» – «арт-директором новой эры». Его лекции прошли более чем в ста странах мира, включая Россию, куда Д.Карсон приехал в 2003 г.

Свой творческий путь Д.Карсон начал в 1989 году: он стал арт-директором журнала «Transworld Skateboarding», а затем журнала «Beach culture» [Рис. 9]. В последнем журнале он проработал всего два года, в течение которых вышло только шесть номеров. Однако, журнал был выведен Д.Карсоном на совершенно иной уровень оформления, а сам Д.Карсон получил за свой дизайн, представлявший собой сложнейшую фотографику, около 150 наград. В 1991-1992 гг. Д.Карсон продолжил творить в журнале «Surfer».

Рис. 9
Рис. 9

Пик творчества Д.Карсона – оформление журнала «Ray Gun» (1992-1995), посвященного альтернативной музыкальной культуре и стилю гранж [Рис. 10, 11]. В нём Д.Карсон добивается уникального разнообразия графических композиций на каждом развороте.

Рис. 10
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 11

В 1995 г. Д.Карсон открывает свою студию «David Carson Design» (Нью-Йорк, Сан-Диего). Д.Карсон работает с такими известными компаниями как «Pepsi», «Coca-Cola», «Kodak», «Samsung», СNN, NBC и др.

Характеристика стиля Д.Карсона. Его дизайн представляет собой многомерный, словно движущийся палимпсест: наслоения текстов, букв, фотографий, обломков изображений, свойственные постмодернизму, достигают в творчестве Д.Карсона своего апогея. Фрагментация и прочие изменения проникают даже внутрь букв: они могут внезапно расплываться или заменяться иными символами (например, вместо «s» используется перевёрнутая цифра «5»). Французский философ-постструктуралист Жиль Делёз так высказывался о творчестве: это «топи, в которых зарождалась жизнь». Данное определение как нельзя лучше описывает стиль Д.Карсона. И не только его внешнюю сторону, но и сторону смысловую: работы Д.Карсона предполагают любую интерпретацию; любая мысль имеет право зародиться в пространстве его дизайна.

В 1995 г. выходит знаменитая книга Д.Карсона – «Конец печати» («The End of Print») [Рис. 12]. Её название символично. Дизайн середины 1990-х годов вообще и Д.Карсона в частности достиг некоего рубежа, предела, хотя, казалось, дизайнеры только что получили в руки компьютер – идеальное новое средство творчества. Однако, все пути оказались исхожены, все самые немыслимые комбинации форм, цветов, фактур, наслоений, разрывов испробованы. Куда идти дальше? Книга Д.Карсона говорит о конце печати. Конце той типографики, которую все так хорошо знали, и которая развивалась, начиная с эпохи Иоганна Гуттенберга. Теперь, в середине 1990-х гг., исследовав все возможности новых технологий, дизайн подошёл к некоей точке, которая казалась финальной. Однако название книги Д.Карсона предполагает и другое прочтение: конец можно понимать не как финал, а как границу, за которой обязательно начнётся что-то новое. Что это будет? Ответ будет приоткрыт с началом XXI столетия.

Рис. 12
Рис. 12

«Новая волна» – одно из названий постмодернизма в графическом дизайне.

Понравилась статья?

Лайк и подписка станут поддержкой развития нашего канала🎨

Мы вконтакте | Наш сайт