Разгадка «Регийского сидения»
После разгрома легионов Муммия и децимации, Красс уже не так рьяно преследовал Спартака. Да и соперник Красса - Помпей еще не выбрался из Испании.
Поэтому Спартак, как пишет Плутарх: «мало-помалу уходил через Луканию к морю».
Но зачем он добровольно пошел в ловушку на Регийский полуостров?
Все очень просто. Спартак не зря год назад выбрал Фурии для зимних квартир. На Регийском полуострове начинаются Калабрийские Аппенины и за Фуриями находится "затерянный мир"- горное плато Сила со средней высотой 1300 метров над уровнем моря, отличная оборонительная позиция, к тому же с севера прикрытая Крати - самой большой рекой Калабрии. Кроме того, Регийский полуостров - это Бруттия, самая окраина Италии, заселенная вечно бунтующей вольницей. Навести там порядок Рим смог только через десять лет после гибели Спартака и даже в 19 веке это плато было базой разбойников.
Поэтому Спартак перед походом на север, подстраховался и создал на плато Сила (более позднее название от греческих эмигрантов) базу, где можно отсидеться. Вот на эту базу он и вернулся после похода на север. И не зря он "мало-помалу" ходил по Лукании, ведя за собой Красса. Высланные вперед конные отряды устроили "продразверстку", создавая запасы продовольствия. Кроме того, у него была налажена связь с пиратами, которые до наступления зимних штормов могли подкинуть оружие и продовольствие, конечно в обмен на экспроприированные ценности.
Подошедший Красс оценил позицию Спартака и имея примерно равные силы, атаковать ее не осмелился, решив взять восставших измором.
А чтобы удержать Спартака в западне, и чтобы солдаты не страдали от безделья, Красс заставил их перекопать перешеек – 60 км, рвом и валом с палисадом. К стати, именно так через двадцать лет поступил Юлий Цезарь, заперев в Алезии галлов Верцингеторикса и окружив ее стеной со рвом. А потом построив такую же стену со рвом против деблокирующей галльской армии.
Плутарх: «Сначала Спартак не обращал внимания на эти работы, относясь к ним с презрением....»
Спартак тоже занимался делом – обучал свою армию, в которой было много рабов - новобранцев, примкнувших к восставшим несколько месяцев назад, во время похода на север.
Ведь по римским источникам повстанцы пошли на север в количестве 40 тысяч человек, а назад вернулась армия в количестве уже 120 тысяч. Данные конечно завышенные, но все равно, армия Спартака выросла кратно.
Спартак знал, что Рим собрал против него большую и мотивированную армию, это не босяки Вариния, и поэтому проводил обучение и сколачивание подразделений, которое заканчивалось учениями с «боевой стрельбой».
Аппиан: «Спартак же, поджидая всадников, кое-откуда прибывших к нему, больше уже не шел в бой со своим войском, но постоянно беспокоил осаждавших мелкими стычками; часто он неожиданно нападал на них, набрасывал пучки хвороста в ров, зажигал их и делал осаду чрезвычайно трудной».
Именно при таких нападениях новобранцы получали столь необходимый опыт и происходило сколачивание новых подразделений.
Кроме того, у Спартака был громадный боевой опыт, в отличие от вчерашнего адвоката Красса. И он хорошо понимал, что размазав свою армию на линии протяженностью 60 км, Крассу повстанцев не удержать (если равномерно - это 1 чел. на 1 метр, т.е , чтобы собрать у места прорыва 10 тысяч человек, легионерам нужно бежать до 5 км с полной выкладкой, да к тому же ночью и в буран).
К стати, Цезарь в Алезии учел печальный опыт Красса и его оборонительная линия была значительно короче.
Кроме пехоты Спартак озаботился увеличением своей конницы, в том числе и за счет конных пастухов-бруттиев. А что бы Красс не мешал ему в обучении армии, Спартак организовал дезинформацию о попытке переправы на Сицилию с пиратами, а также предложил Крассу вступить в мирные переговоры.
Ведь, это сколько надо кораблей и времени, чтобы переправить через пролив 40-60 тысяч человек на легких пиратских кораблях! И это в период зимних штормов! А Красс просто так стоять и смотреть не будет.
Несколько ранее царь Пирр при переправе на Сицилию потерял почти половину своей армии.
А ведь на острове ждет римский гарнизон.
Но в любом случае Сицилия - это остров, с которого, как с подводной лодки некуда деться.
Но тут произошло событие, прекратившее Регийское «сидение». Красс получил страшное известие: Гней Помпей с войском пересек границу Италии!
Прорыв
Узнав о том, что Помпей возвращается в Италию, Красс активизируется и начинает прощупывать оборону восставших. Спартак понял - пришла пора действовать.
Плутарх: «…Выждав снежную и бурную ночь, Спартак приказал засыпать небольшую часть рва землей, деревьями и сучьями и перевел через него третью часть своего войска».
Аппиан уточняет: «Спартак решил пойти на риск и, так как у него было уже достаточно всадников, прорвался со своим войском через окопы…» Т.е. пехота Спартака на заранее разведанном узком участке прорвала линию Красса и в «чистый прорыв» пошли мобильные части восставших – конница и легкая пехота. Не вступая в бой с римлянами, они форсированным маршем пошли на север, в сторону Рима.
От одной мысли, что Спартак нападет на беззащитный Рим, Красс запаниковал, и оставив свою «линию Мажино», со всей армией бросился в погоню за восставшими. Кроме того, он, забыв на время о своих планах стать единственным спасителем отечества, шлет паническую депешу в Рим с требованием поторопить Помпея и вызвать на помощь Лукулла.
Плутарх «…быстро написавший Сенату, что необходимо вызвать Лукулла из Фракии и Помпея из Испании…».
Но узнав, что Спартак по-прежнему стоит на месте, а не движется на Рим, Красс несколько успокоился. Кроме того, повстанцы так и не объединились, Спартак расположился у реки Силар, а армия погибшего Крикса под руководством Ганника и Каста - приблизительно в 50 километрах, стоит лагерем у Луканского озера. В армии Ганника и Каста сплошь местные уроженцы-италики, которые не ходили со Спартаком в поход на север, а здесь в Лукании вели свою партизанскую войну с Римом. Вот на них и ударил в первую очередь Красс, имея двойное превосходство в силах. Но с ходу разбить восставших не получилось. Они ожесточенно сопротивлялись, а тылу у Красса появилась армия Спартака. Пришлось Крассу, чтобы не попасть меж двух огней, срочно отступать, унося ноги. Плутарх: «Подойдя к отделившейся части, Красс оттеснил ее от озера, но ему не удалось разбить мятежников и обратить их в бегство, так как быстро явившийся Спартак остановил панику».
Но римское войско ушло недалеко. Красс остановился и стал наблюдать за восставшими. Их армии так и не объединились, несмотря на смертельную опасность. Это мне напоминает гражданскую войну в России, "красные" и "зеленые" одинаково не любят "белых", но и объединяться не хотят - разные цели, разная идеология.
Красс также встал двумя лагерями против восставших. Большим - против Спартака, а по-меньше - против Ганника и Каста. И тут ему удалось обмануть восставших, ночью поменяв войска в лагерях, он основными силами ударил по Ганнику и Касту, а меньшими отвлекал Спартака. Создав значительное преимущество, Красс задавил армию "галлов".
Плутарх: «…Пало 12 300 рабов. Из них только двое были ранены в спину, все остальные пали в строю, сражаясь против римлян».
Был взят и лагерь восставших, а там Красса поджидал приятный сюрприз: Фронтин: «…Было отобрано назад пять римских Орлов, двадцать шесть военных значков, много военной добычи, между которой было пять ликторских связок с секирами».
ПЯТЬ римских Орлов в меньшем лагере, а сколько их было у Спартака?
Наутро Красс узнал, что лагерь Спартака пуст - ага, испугался и убежал презренный гладиатор - догнать!
Плутарх: «Спартак после поражения начал отступать к Петелийским горам. Квинт, один из легатов Красса, и квестор Скрофа следовали за Спартаком по пятам».
«Когда же он повернул и двинулся на них, произошло паническое бегство римлян. Им удалось спастись с трудом, унося раненого квестора».
Смерть Ганника и Каста не осталась не отомщенной.
Окончание здесь
Предыдущая часть здесь
Пишите комменты, ставьте лайки, читайте и подписывайтесь на канал.