Найти тему
Без музыки совсем не то

Faith No More «Sol Invictus», 2015 г. ~ одно из самых крутых явлений в рок-музыке за последние годы

Предпоследний свой альбом американцы Faith No More записали в далеком 1997-м году. Но спустя 18 лет они вдруг встрепенулись от навеянного разноплановым бездельем дурмана и решили тряхнуть стариной, создав очередной свой шедевр - «Sol Invictus».

Faith No More в 2015 году на концерте с песнями с нового альбома "Sol Invictus"
Faith No More в 2015 году на концерте с песнями с нового альбома "Sol Invictus"

Американская рок-группа Faith No More – это самый настоящий феномен, жаль только, что она выпустила так мало альбомов. Но с другой стороны, может это и хорошо, что так мало альбомов? Чем больше у группы альбомов, тем меньше среди них шедевров. А у этой группы все же их в процентном отношении больше, чем у многих других. Правда, не все они равноценны, например, два первых альбома с первым вокалистом я бы вообще не считал за музыку, а не то что за шедевры.

Но все остальные альбомы с Майком Паттоном на вокале – очень хороши. Правда, в результате отсечения «ошибок молодости» альбомов остается всего 5, но выбрать все равно есть из чего. Вот та же Nirvana, к примеру, оставила после себя вообще четыре альбома, а прославилась на всю Вселенную, причем на веки вечные.

На видео: выступление «Faith No More» во Франции в 2015 году. Концерт начинается как раз именно той песней, которая лучше всего подошла бы в качестве "открывашки" студийного альбома «Sol Invictus»

Так же и с Faith No More – пять альбомов-шедевров, записанных этой группой, тоже способны ее прославить, особенно учитывая, что в художественном плане они гораздо более значительны, чем шедевры «Нирваны».

Но я не буду говорить про все 5 альбомов, меня сейчас интересует всего один – самый последний, записанный и выпущенный в 2015-м году, «Sol Invictus». Интересно, что это творение вышло через целых 18 лет после предыдущего релиза, и я, когда узнал о его появлении, не очень-то надеялся на то, что «Фейтноморы» способны хотя бы приблизиться к своим прошлым шедеврам. Но оказалось, что они их самым натуральным образом переплюнули!

Виниловый выпуск альбома Faith No More «Sol Invictus», 2015 г.
Виниловый выпуск альбома Faith No More «Sol Invictus», 2015 г.

Я много слышал критики в адрес этого альбома, и всю ее изучил досконально. Главная претензия к альбому, что на нем нет хитов, то есть шлягеров. Признаю, что да – нету на этом альбоме шлягеров. Все песни стоят одна другой, и ни одна из них ни лучше, ни хуже. То есть в качестве шлягерного хита выступает весь альбом целиком. Это как рок-опера «Иисус-христос Суперстар» - хоть она состоит из множества песен, но не по песням оценивают эту оперу, а целиком.

Внутренний конверт для пластинки с двух сторон
Внутренний конверт для пластинки с двух сторон

Вот также целиком и надо оценивать Faith No More «Sol Invictus» - именно как цельную рок-оперу.

Однако и тут не все так просто. Все же если не сравнивать этот альбом с остальными четырьмя предыдущими, то имеет смыл покопаться в нем хотя бы для того, чтобы выяснить – а все ли песни на своих местах?

1). Sol Invictus (2:37). Эта песня сама по себе хороша, но она не на своем месте. Ясно, что она задумывалась в качестве к прелюдии к альбому, как, например, и симфоническая увертюра к «Иисусу Христосу Суперстару». Но все же начинать знакомство с альбомом именно с нее – это далеко не лучший вариант, особенно тем, кто эту группу вообще ранее никогда не слышал. Ясно, что по смыслу текста она, может, подходит для «открывашки» больше всего, но я же пишу эту рецензию не для американцев.

2). Superhero (5:15). Угарный боевик, Майк Паттон тут в своем репертуаре. Жаль, конечно, что вся композиция не выдержана в начальном тоне, но и «послекуплетные» распевки и раскачки тоже выглядят шикарно. Напоминает гонки трансформеров по свалкам металлолома с последующим выходом в финал.

3). Sunny Side Up (2:59). Лирика всегда была сильной стороной Faith No More, и в этом им равных нет. Слушая эту песню, создается ощущение, что Паттон – самый проникновенный и одновременно самый истеричный вокалист во всем хард-роке. Менять вокальные спектры в таком широком диапазоне за считанные секунды, кроме него, умеет только Нина Хаген.

4). Separation Anxiety (3:44). Убойная вокально-инструментальная зарисовка на какую-то эпическую тему, например, из серии «Звездные войны». Клавишник мастерски наносит «загар» на всю тему, которая к финалу расширяется на всю Вселенную, и, естественно, главным героем тут опять выступает вокалист, который меняет диапазоны своей глотки как перчатки.

5). Cone of Shame (4:40). А это как бы логическое продолжение предыдущей темы, по крайней мере, в музыкальном плане я две эти композиции не разделяю. Это общее полотно с очень сильной эмоциональной составляющей – как вокальной, так и инструментальной.

6). Rise of the Fall (4:09). Еще одна лирика, и опять-таки своеобразная, как, впрочем, и вся музыка Faith No More. Композиция постоянно витает между тревожным умиротворением и прорвавшимся неистовством. Майк Паттон и тут вне конкуренции. Диапазон его вокальных возможностей просто неимоверный.

7). Black Friday (3:19). Что-то среднее между Элисом Купером и Игги Попом, только гораздо более значительное. Слушая эту песню, я представляю заблудившегося среди американских пампасов средневекового конного рыцаря, галопом удирающего от огромного стада диких бизонов.

8). Motherf00cker. Название песни пришлось исковеркать по цензурным соображениям (3:33). Именно эту композицию я поставил бы в качестве «открывашки» альбома. Это самый настоящий гимн, только не знаю, чему именно, и особенно сбивает с толку неприличное название песни. Но если обращать внимание только на музыку, то композиция – как раз для вступления к альбому.

9). Matador (6:09). А эта песня – словно оперные стенания детища Франкенштейна по поводу несбыточных надежд, а может просто терзания голодного людоеда, но в конце песни появляются добрые самаритяне и решают все проблемы с помощью огнеметов.

10). From the Dead (3:06). А эта солнечная песня – еще один кандидат на «открывашку» альбома. Сплошной позитив, ни одной ноты, несущей в себе скрытую угрозу, хорошо подошла бы к финалу какого-нибудь любовного фильма со свадебным хэппи-эндом.

В заключение хочу добавить, что всё, что я тут написал – это моё сугубо личное мнение, хотя со всей критикой, которую я прочитал в адрес этого альбома во множестве источников, я категорически не согласен. Как по-моему – этот альбом совершенен во всем, особенно учитывая, насколько он сложен музыкально – в нем все композиции как минимум двухчастные и трехчастные, а с такими композициями порой даже мастерам не под силу справляться.

Единственное нарекание к альбому – это не очень четкая запись звуковой дорожки с некоторыми искажениями, но это скорее не вина музыкантов, а небрежность продюсера.

И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:

Faith No More – это главный шедевр в мире рок-музыки за последние треть века

«Sparks». Лучшая глэмовая рок-группа, в которую в 1974-м чуть было не ушел из «Queen» Брайан Мэй

Американская группа «Styx», которая во второй половине 70-х своим английским саундом победила панк и диско

Группа Kansas, выпускавшая мультиплатиновые прог-роковые альбомы в эпоху засилья панка и диско

Элис Купер ~ главный рок-шоумен конца XX века. Хронология достижений на ниве грамзаписи, 1969-2020