В 1988-м году из группы Faith No More был, наконец, изгнан совершенно никуда негодный фронтмен Чак Мосли, и оставшиеся четыре музыканта начали записывать очередной альбом, попутно выискивая нового вокалиста. И такой был найден – это был 20-летний Майк Паттон, который принес затосковавшей от постоянных неудач группе долгожданную американскую «платину». Однако вышедший в 1989-м году альбом «The Real Thing» все же не хотел раскручиваться, пока за него не взялись давние кореша FNM – металлисты из «Металлики», бывшие к тому времени в зените славы, и имевшие возможность повлиять своим космическим авторитетом на успешность любой достойной раскрутки рок-группы.
Хочу поделиться впечатлениями об альбоме «The Real Thing» американской группы Faith No More 1989 года выпуска, сделанного непонятно в каком стиле, но все же позиционировавшегося как металлический, хотя и с разными приставками – от «фанк-металла» до «нео-металла». Что такое «фанк-метал» - понять, в принципе, можно, а вот металл с приставкой «нео» для меня очень большая загадка.
Ну ладно. Если кто не знает, что такое Faith No More, то это группа, в которой вначале 80-х была вокалисткой «Кобейниха» - жена Курта Кобейна из «Нирваны» - Кортни Лав. Почему выгнали ее оттуда – я точно не знаю, но факт, что она там была фронтменшей довольно долго. Один из участников группы впоследствии вспоминал: «Она нам очень подходила, но она страшно раздражала и была чересчур агрессивной».
Потом эта группа еще знаменита тем, что ее барабанщик Майк Бордин с 1996 по 2007-й был в составе группы Оззи Осборна, записал с ним три студийных альбома и ремастировал два первых диска Оззи, на которых в 1980 и 1981 годах стучал Ли Керслейк, а также очень часто ездил на концерты с Black Sabbath в те моменты, когда туда возвращался Оззи.
Ну, и, в-третьих, Faith No More записали самый шикарный кавер на песню Black Sabbath «War Pigs», который, кстати, одобрил сам Оззи. На одном из концертов группы он появился в сопровождении Джеймса Хэтфилда из «Металлики», и этот хит был забацан всем кагалом прямо на ура. Я тут чуть ниже разместил клип с этим моментом, можно посмотреть. Джеймс Хэтфилд – в правом углу, вместе с гитаристом FNM Джимом Мартином.
Ну, еще следует добавить, что тот альбом Faith No More, про который я хочу написать, так и остался бы неизвестен широкой публике, как и предыдущие творения группы, если бы не вмешались музыканты Metallica, взявшие своих подопечных «на прицеп» в очередных американских гастролях и всячески их разрекламировав по всему континенту силой своего непререкаемого хэви-металлического авторитета.
Кстати, основные музыканты обоих групп были знакомы давно. И еще в самом начале 80-х именно по рекомендации тогдашнего бас-гитариста зарождавшейся «Металлики» Клиффа Бертона и был взят в зарождавшуюся группу Faith No More его кореш - гитарист Джим Мартин. Бертон и Мартин играли до этого в одной трэш-группе - Agents of Misfortune, но пути их разошлись, когда возникли два более серьезных, но тогда еще равноценных проекта - Metallica и Faith No More. Так Бертон оказался в первом коллективе, а Мартин – во втором.
И еще - Джим Мартин в 1983-м имел все шансы заменить в Metallica Дэйва Мастейна, но не хотел менять шило на мыло - Faith No More тогда уже выпустили крутой сингл и были более-менее известными в Калифорнии, а «Металлисты» только начинали раскручиваться.
Однако «Металлике» удалось взять старт практически моментально, тогда как Faith No More почти все 80-е годы преследовали сплошные неудачи, и главной из этих неудач был выбор постоянного вокалиста Чака Мосли, с которым были записаны два препаршивейших альбома FNM – «We Care a Lot» (1985 г.) и «Introduce Yourself» (1987 г.). Правда, «эпоха Мосли» дала группе их первый заметный хит «We Care a Lot», который позволил ей не распасться, а хоть как-то существовать, тем не менее, этот фронтмен был не только отвратным вокалистом, но и очень зловредной личностью – пьяницей, дебоширом и вообще безответственным артистом. Его вышвырнули из группы осенью 1988-го, а пока искали вокалиста, написали к очередному альбому все песни.
Замена нашлась, в конце концов, это был 20-летний вокалист Майк Паттон, заправлявший в калифорнийской группе «экспериментальной авангардистской металлической музыки» Mr. Bungle. Забегая вперед, скажу, что эта группа, образованная в 1985-м, выпускала тогда только демо-записи, потому что с ней не хотел работать ни один даже самый микроскопический лейбл. Но как только Майк Паттон прославился в Faith No More, с группой мгновенно заключили контракт не кто-нибудь, а сами Warner Bros., правда, с условием, что Паттон останется в ней фронтменом. Таким образом Майк Паттон работал сразу параллельно в двух группах, и записывал альбомы с ними обеими до сего дня.
Так вот, одно из тех древних демо каким-то чудом попало в руки музыкантов Faith No More, и с тех пор эта группа без вокала Паттона воспринималась бы так же, как Queen без Меркурия, а Led Zeppelin – без Планта. Майк Паттон заявился как бы на готовенькое, так как музыка уже была вся написана на коленке и частично записана в студии, и ему осталось только придумать к ней стихи.
Тем не менее, после успеха альбома стало ясно, что хоть стихи и музыка получились гениальными, а в раскрутку пластинки были брошены такие гиганты промоушена, как Metallica, тем не менее, третий альбом группы «The Real Thing» без потрясающего вокала Паттона не имел бы того успеха, который в итоге на него свалился.
Итак, альбом FNM «The Real Thing», вышедший летом 1989-го, пролетал на всех континентах почти что незамеченным, он даже в чарты US Billboard 200 попал спустя полгода после выхода. Но зато, как только он попал в эти чарты, то мгновенно начал завоевывать и списки популярности всего остального мира. В итоге к концу 1990-го он получил в США свою «платину», а сингл «Epic» стал «золотым» еще раньше, и во всем мире был распродан тиражом более 1 миллиона копий менее чем за год.
В общем, альбом вышел убойным, правда, до сих пор многие рок-специалисты не знают точно, как охарактеризовать стиль исполненной на нем музыки. Один из критиков назвал Faith No More «королями нео-металла», другой – «рэп-металлистами», а третий – «металлическими альтернативщиками», но при этом все в один голос удивляются, как это группе в одном альбоме удалось смешать столько разных, часто противоположных по духу стилей, и при этом не нарушить его музыкальной целостности. Издание «Los Angeles Times» опубликовало свою краткую рецензию на альбом:
«Faith No More - это группа, в состав которой входят панк-рок басист, клавишник с классическим образованием, фанк-певец и барабанщик, который, вероятно, предпочел бы играть африканскую племенную музыку, а не рок. И, конечно же, тут вам и типично хэви-металлический гитарист. Назовите то, что они сделали, чем-то определенным…»
И вот что интересно, в то время когда этот альбом номинировался на премию Грэмми «за лучшее метал-исполнение», а сингл «Epic» с него – «за лучшее хард-рок-исполнение», в целом пластинка позиционируется как «фанк-металлическая», хотя и признается, что альбом - «весьма увлекательный и занимательный шведский стол стилей, включая и джаз без какого-либо рока». Тут имеет смысл привести еще одну фразу из книги «Периодическая таблица тяжелого рока» Яна Гиттинса:
«FNM имели в своем арсенале все стандартное штурмовое оружие хард-рока, такое, как судорожные ритмы, пыхтящие гитарные взрывы и сейсмические барабаны, но музыканты дополнили их дико эклектичными влияниями от хип-хопа до синти-попа, а также жестоко саркастическим чувством черного юмора».
Вот так, оказывается, на альбоме можно найти еще и хип-хоп, и даже синти-поп!
В общем, хоть Faith No More и выдали совершенно неоднозначный альбом, но в последующих за его выходом турне группа играла исключительно с хэви-металлическими бандами – как в Европе, так и в Америке. Поначалу в Европе альбом не приняли и раскупали слабо, но когда группа отправилась в США в тур с прославленной «Металликой», тут-то и начались чартовые подвижки по всему миру. Ну, я об этом уже писал выше.
К сожалению, «The Real Thing» был единственным «платиновым» прорывом группы в США, но это не значит, что следующие альбомы были хуже. Остальные альбомы группы были не хуже, просто мир начал вступать в эпоху дешевых или вообще бесплатных источников музыки – сначала это были китайские, болгарские и российские CD, а потом и Интернет. Если бы не это обстоятельство, то, думаю, и последующие альбомы FNM тоже имели бы не менее высокий коммерческий успех.
Если же говорить о песнях, представленных на альбоме, то почти всю музыку к ним написали бас-гитарист Билли Гулд и клавишник Родди Боттум (два кореша буквально с пелёнок), за исключением некоторых, соавтором которых был гитарист Джим Мартин. Также есть и пару исключений, более подробные сведения о них – в комментариях.
Сторона 1:
1). From Out of Nowhere (3:19) «Из ниоткуда». Шикарный хард-роковый боевик без всякой экзотики – ровный, как стрела, только нервный ритм барабанов выдает нетрадиционную музыкальную ориентацию сидящего за ними Майка Бордина. Хоть и считается, что Бордин - рок-барабанщик, но для души он, как видно, предпочитает фанковать, а не рокерствовать.
2). Epic (4:51) «Эпик». Самый главный хит группы, который приносит музыкантам неплохие гешефты и по сей день, и без исполнения которого не проходит ни один концерт FNM. В числе авторов музыки – все музыканты FNM, кроме Паттона – он написал только тексты, потому что вся музыка для альбома была сочинена еще до его прихода.
3). Falling to Pieces (5:12) «Разваливается на части». Небольшой «проходнячок», как видно, сочиненный музыкантами под влиянием их же прошлого хита «We Care a Lot», но хитом эта песня так и не стала, хотя, конечно же, игра музыкантов и вокал Паттона тут просто потрясающи.
4). Surprise! You're Dead! (2:25) «Сюрприз! Ты мертв!». Эту чисто трэш-металлическую песню написал гитарист Джим Мартин еще в бытность его музыкантом группы Agents of Misfortune, в которой играл и будущий бас-гитарист «Металлики» Клифф Бертон, ну, я об этом писал выше. Правда, когда в FNM пришел Паттон, он переписал тексты песни, но так как песня уже была записана на пленку до него, то ему потребовалась некоторая помощь автора этого музыкального «тотального блицкрига». Поэтому авторами текста указаны и Паттон, и Мартин.
5). Zombie Eaters (5:57) «Пожиратели зомби». Как по мне – самая шикарная хэви-металлическая вещь Faith No More за всю их историю, самая громкая, самая прочувствованная, и самая классическая вообще среди всех произведений такого рода в мире хэви-металла тех лет и по сей день. Авторы музыки - все четыре основных участника группы. Вокалист Паттон, как писалось выше, сочинил только тексты к уже созданным до него песням. На видео ниже я представил концертный вариант песни, но для полного эффекта надо послушать именно студийную версию - она гораздо мощнее.
Сторона 2:
6). The Real Thing (8:10) «Настоящая вещь». Тоже шикарный номер, не хит, конечно же, но шлягер знатный, хотя и слишком растянутый по времени. Бас-гитарист – просто красавчик, он в группе вообще главный авторитет – и музыкальный, и технический, и административный.
7). Underwater Love (3:50) «Подводная любовь». Еще один «проходнячок», хотя и условный, потому что песня сама по себе шикарнейшая, и исполнение ее крутейшее.
8). The Morning After (3:40) «На следующее утро». Я этот номер назвал бы хитом, если бы хитами не были многие другие песни на альбоме, а так не бывает, чтобы на каком-то альбоме все песни были хитами. Но номер тоже крутой, особенно в финале. Майк Паттон тут отрывается на всю свою мощь.
9). Woodpecker from Mars (5:40) «Дятел с Марса». А это вообще полный атас, хоть и инструментальный. Авторы музыки – гитарист Джим Мартин и барабанщик Майк Бордин. Какой-то критик определил этот номер как «квази-ближневосточная оркестровая болтовня», что очень странно – я не обнаружил в музыке ничего ближневосточного, и ничего оркестрового, разве что синтезатор, выведенный в виде скрипки. В конце альбома этот номер не так шикарно слушается, как его услышал я на кассете в начале 90-х – сразу за эпохальным боевиком «Zombie Eaters». Соединенные вместе эти два шедевра составляют одну вышибающую мозги хэви-металлическую сюиту. Поэтому всем, кто будет слушать этот альбом впервые – советую эти два гениальных творения совместить по трек-листу в одно целое – эффект будет потрясающий.
Бонусы:
10). War Pigs (7:45) «Боевые свиньи» из репертуара бессмертных Black Sabbath. Да, Паттон – это вам не Осборн, не Дио, ни Хэлфорд, ни даже Тони Мартин, в исполнении которых я этот номер слышал. Тем не менее, этот вариант ничем не уступает даже самому маэстро Оззи, тем более что гитарист Джим Мартин тут играет на своем инструменте так же круто, как и Тони Айомми. Эта композиция на виниловую версию альбома не вошла, вышла только на CD.
11). Edge of the World (4:10) «Край земли». Совсем не металлический, а скорее джазовый номер, причем со всеми атрибутами музыки такого рода – фортепиано, барабан и контрабас. Какой-то критик определил песню как «безумно жуткая ирония лаунж-певца». Тем не менее, этот номер сделан чисто в стиле Faith No More, наверное, в этом заслуга принадлежит исключительно экспрессивному вокалу Майка Паттона, потому что сама по себе мелодия невзрачная. Песня выходила только на CD-выпусках альбома, а на виниле – в 1991 году на бразильском промо-сингле.
12). The Grade (2:95) «Сорт». Это какой-то кантри на акустической гитаре а-ля Led Zeppelin. Скорее всего, именно с прицелом на гитарные пристрастия Джимми Пейджа этот номер и был сочинен исключительно гитаристом FNM.
13). Cowboy Song (5:14) «Ковбойская песня». Еще один шикарнейший номер, тянет и на хит, и на шлягер одновременно, но на альбом не попал, а выходил только на сингле, а потом тоже в студийном варианте «прицепом» на концертном альбоме Faith No More 1991 года «Live At The Brixton Academy».
14). Sweet Emotion (4:53) «Приятные эмоции». Еще один шикарный номер, но почему-то не попавший вообще никуда – ни на винил, ни на сингл, ни на CD, а появился только на некоторых переизданиях альбома и на сборниках.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Faith No More «Sol Invictus», 2015 г. ~ одно из самых крутых явлений в рок-музыке за последние годы
Faith No More – это главный шедевр в мире рок-музыки за последние треть века
Iron Maiden «Powerslave», 1984 г. ~ последний прорыв группы, а дальше пошли эксперименты и коммерция