В августе лидеры входящих в объединение БРИКС стран соберутся на свой очередной саммит в Йоханнесбурге и это казалось бы достаточно рядовое событие сегодня привлекает к себе пристальное внимание всего мира. Ведь на нем может произойти реально историческое событие, по своей значимости сравнимое с подписанием почти восемь десятилетий назад знаменитых Бреттон-Вудских соглашений. А именно - объявление о создании новой единой валюты этого объединения или же в крайнем случае объявлено о намерении создать такую валюту в ближайшем будущем. Об это сейчас пишут очень многие источники и с учетом того, что не бывает дыма без огня, вполне возможно, что нечто такое в реальности действительно случится.
Во всяком случае, на днях об этом совершенно определено написало агентство Блумберг, которое вряд ли стало бы предлагать своим читателям откровенную лажу. Исказить новость или представить ее в нужном свете там вполне себе могут, но вот придумать что-то на пустом месте - это вряд ли.
Кому и зачем нужна новая международная валюта?
Решение это назревало уже давно, но сейчас ситуация еще больше изменилась в его пользу. Дело в том, что сейчас в мире уже более десятка стран официально заявили о своем намерении вступить в БРИКС и первые кандидаты, кстати, могут быть приняты в его состав как раз в следующем месяце. Первыми претендентами называют Иран, Аргентину и Индонезию, причем, Иран совсем недавно уже стал членом другого крупного объединения - ШОС. Также о своих намерениях четко заявили Алжир, Египет, Бангладеш и ряд других достаточно крупных стран. Которые также постепенно стремятся избавиться от долларовой зависимости и разумеется, заинтересованы в переводе по крайней мере значительной части своей торговли на национальные валюты.
Но дело в том, что когда в объединение входит много стран, гораздо удобней иметь некую условную расчетную единицу, которая и будет использоваться его участниками. Исторический пример - переводные рубли СЭВ (Совет экономической взаимопомощи), которые вполне успешно использовались несколько десятилетий. Поэтому разговоры о создании такой валюты для взаимной торговли стран БРИКС перешли в практическую плоскость и как недавно сообщалось, главы внешнеполитических ведомств пяти ныне входящих в него стран обратились к финансовых экспертам за рекомендациями насчет того, как может функционировать эта самая новая общая валюта. То есть, процесс ее создания уже идет.
На что еще в апреле намекнул президент Бразилии Луис Инасиу да Силва, задавший вопрос - а почему все страны обязаны вести свою торговлю именно на основе доллара? А через месяц Сергей Лавров констатировал, что "дедолларизация началась". Недаром весной руководителем Нового банка развития - совместного финансового института входящих в БРИКС стран стала бывший президент Бразилии Дилма Русеф, также являющаяся сторонницей новой валюты объединения. Кстати, постепенно появляются и другие желающие присоединиться к этому банку - например, месяц назад такое заявление подал Гондурас.
Валюта БРИКС как альтернатива доллару
Что еще интересно - новая валюта может быть обеспечена золотом и другими физическими активами, например, серебром, редкоземельными металлами и т.д. В таком случае она будет надежней американского доллара, который совершенно официально не обеспечен ничем материальным. Да, именно так - один из тезисов ФРС гласит, что доллар США "обеспечен доверием к нему со стороны участников финансового рынка". Вот так вот - есть доверие, валюта принимается и используется. Ну а если это самое доверие внезапно закончится?
И это, кстати, постепенно уже происходит - доля доллара в международной торговле в последние годы медленно, но неуклонно падает. Хотя его позиции все еще достаточно сильны и даже появление новой международной валюты вовсе не отменит его. Процесс замещения будет идти многие годы, но для многих стран появится возможность выбора альтернативы ему. Пусть не на 100%, но по крайней мере частично.
Да, еще многие не верят в успех новой валюты, но ведь когда-то скептически относились и к самим объединениям БРИКС и ШОС. А теперь они показали свою значимость и очень многие хотят присоединиться к ним. Что же, подождем последней декады августа, благо она наступит уже совсем скоро.