Найти тему

Какая форма КМ Аполлон?

На канале Родина Слонов, "защитник" или "моглик" Олег Корнейчук (позиционирует себя как грамотного во всех вопросах человека) написал следующее:

"Вообще-то это формулы по аэродинамике. Они не американские и не советские. Они учитывают и форму КА, угол входа и скорость. Никаких косяков в форме "фара", что была у Апололнов, он не видит."

Для меня это было откровением... Еще никто и никогда не называл форму КМ "Аполлон" (он же спускаемый аппарат) "фарой" - он всегда был конусом с полусферическим днищем.

Вы видите здесь "фару"?
Вы видите здесь "фару"?

Я удивился, и хотя редко пишу комменты, здесь не прошел мимо:

"Фара" у спускаемого аппарата Зонда, у СА Союзов. Близка к этой форме геометрия Дрегона.

Аполлон - нет."

Спускаемые аппараты «Союза» и «Аполлона»
Спускаемые аппараты «Союза» и «Аполлона»

Олег Корнейчук процитировал целый фрагмент от Феоктистова:

"В результате исследований для КК «Союз» был принят управляемый спуск с малым аэродинамическим качеством и вертикальный способ посадки. Анализ вариантов аэродинамической компоновки завершился выбором формы спускаемого аппарата типа «фара» (рис. 3.15,а), передняя поверхность которой представляла собой сферический сегмент, а коническая боковая плавно переходила в донную полусферу. При этом было решено балансировочный угол атаки обеспечивать весовым эксцентриситетом, а управление движением - разворотами по крену. Одновременно был работай способ перехода в баллистический спуск путем крутки СА.

Рис. 3.15. Форма спускаемых аппаратов КК «Союз» (а) и КК «Аполлон» (б)
Рис. 3.15. Форма спускаемых аппаратов КК «Союз» (а) и КК «Аполлон» (б)

Аналогичные принципы были независимо разработаны американскими специалистами и положены в основу решений по спуску КК «Аполлон». Форма его командного отсека (рис. 3.15,6) также имела переднюю сегментальную поверхность и боковой конус, но с увеличенным углом полураствора, и обеспечивала аэродинамическое качество около 0,45. Спускаемые аппараты КК «Союз» и «Аполлон» относятся к аппаратам малого аэродинамического качества.

Осесимметричные формы с передним сферическим сегментом получили название сегментальных. Наиболее характерным примером их применения является СА кораблей «Союз» и «Аполлон». У них радиус кривизны переднего сегмента (см. рис. 3.15) примерно равен диаметру миделя, что обеспечивает при сверхзвуковых скоростях высокий коэффициент сопротивления и хорошую статическую устойчивость при балансировочных углах атаки, но существенно отличаются формы боковой и донной поверхности. Малый угол полураствора конуса СА корабля «Союз» в сочетании с развитой верхней сферической поверхностью дает высокий коэффициент объемного заполнения (отношение объема в степени 2/3 к площади миделя) и позволяет получить круговую статическую устойчивость. Форма СА корабля «Аполлон», проигрывая в этом плане, имеет затененную боковую поверхность, что повышает аэродинамическое качество и улучшает условия защиты от нагрева. Обе формы СА проверены при спусках с первой и второй космическими скоростями и подтвердили рациональность их применения."

Как можно было увидеть здесь, в этом фрагменте, в форме "Аполлона" "фару"???

Я ответил:

"В процитированном вами тексте сказано, что форма Аполлона - не "фара".

Не обладает круговой статической устойчивостью - а если по простому - у "фары" одно положение устойчивого равновесия, у сегментированного конуса аполлона - два, и это - принципиальное отличие."

На что Олег Корнейчук привел мне просто "убойный" аргумент:

-4

Занавес...

Кто это переписывает историю науки и техники? Да еще и под красивой вывеской с громкими словами... Олега Корнейчука я конечно понимаю - в интернете можно найти почти все - белое называют черным, черное - белым, и если очень хочется - найти можно любой бред...

Но зачем же этому бреду верить?

Есть много изображений, фотографий, где отлично видна форма КМ "Аполлон". Или - "не верь глазам своим"?

После такого - я понимаю, почему они столь безоговорочно верят официальной версии полетов американцев на Луну. Без какой либо капли сомнения.

Такие вот интересные люди "моглики"...

И в дополнение - немного инфы из разных источников.

Ракетостроение, т.3 (Шунейко):

"Командный отсек корабля Apollo фирмы North American Rockwell (США) имеет форму конуса со сферическим основанием, диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальный вес 5500 кг (рис. 14.2 и 14.3)."

Вики про "Аполлон":

"Командный отсек разработан компанией North American Rockwell (США) и имеет форму конуса со сферическим основанием, диаметр основания 3920 мм, высота конуса 3430 мм, угол при вершине 60°, номинальный вес 5500 кг."

Вики про "Союз" (переводчиком с англоязычной):

"Вот почему было решено использовать форму "фары", используемую на "Союзе", — полусферическую переднюю часть, соединенную слегка наклоненной конической секцией (семь градусов) с классическим теплозащитным экраном сферической секции. Такая форма позволяет создавать небольшую подъемную силу из-за неравномерного распределения веса. Прозвище было придумано в то время, когда почти каждая автомобильная фара представляла собой круглый параболоид."

Такие похожие и такие разные "Союз" и "Аполлон" (с хабра):

"Диаметр 4 м, выбранный для «Аполлона», позволил сделать конус с углом полураствора 33°. Такой спускаемый аппарат имеет аэродинамическое качество порядка 0,45, а его боковые стенки практически не нагреваются при торможении. Но его недостатком были две точки устойчивого равновесия — «Аполлон» должен был входить в атмосферу ориентированным дном по направлению полета, потому что в случае входа в атмосферу боком, он мог перевернуться в положение «носом вперед» и погубить астронавтов. Диаметр 2,7 м для «Союза» делал такой конус нерациональным — слишком много места пропадало впустую. Поэтому был создан спускаемый аппарат типа «фара» с углом полураствора всего 7°. Он эффективно использует пространство, имеет только одну точку устойчивого равновесия, но его аэродинамическое качество ниже, порядка 0,3, а для боковых стенок требуется теплозащита."

И на моем канале целая серия статей

Баллистический спуск... или куда летали "Меркурии"

где я стараюсь просто изложить сложные вопросы аэродинамики, в том числе сверхзвуковой.

Наука
7 млн интересуются